GPS: 58.66972 , 32.59786
Расцвет имения связан с именем Екатерины Андреевны Саловой (1846–1896) и ее супруга, инженера путей сообщения Петра Антоновича Борейши (1835–1904). Действительный статский советник, первой гильдии купец Борейша был человеком хорошо известным в российских инженерных и предпринимательских кругах. В разные годы он возглавлял постройку Рыбинско-Бологовской и Моршанско-Сызранской железных дорог, участвовал в реконструкции Кронштадтской крепости, строительстве петербургского Морского канала, проектировал портовые сооружения в Лиепае, Мариуполе, Порт-Артуре.
Усадьбу жены Борейша реконструировал в конце XIX столетия по всем правилам инженерного искусства. Был построен двухэтажный каменный дом, возведена церковь, проложен питаемый подземными источниками водопровод. В парке при имении были устроены цветники и дорожки, спланированные с учетом специфики холмистой местности, возведены фонтаны. По мнению ряда исследователей, к строительству усадьбы приложил руку сам Гавриил Барановский (1860–1920) — автор проекта знаменитых Елисеевского магазина и здания императорского Русского географического общества в Петербурге. В 1898 году в усадьбе работал выдающийся филолог и историк Александр Львович Погодин (1872–1947), который измерил и описал древние сопки-курганы на берегах Мсты.
Усадьба Льзи.
Фото: Светлана Смирнова
В 1896 году при невыясненных обстоятельствах погибла единственная дочь Борейши — двадцатилетняя Мария, а спустя несколько месяцев сошла в могилу и его супруга Екатерина Андреевна. Оставшись без семьи, инженер завещал отдать усадьбу после своей смерти под школу для девушек, желающих стать преподавательницами начальных школ. В память о его рано умершей дочери школа получила наименование Мариинской. Школа была открыта в 1904 году, вскоре после кончины самого Борейши.
Согласно справочнику «Русский провинциальный некрополь» от 1914 года, Борейшу и его домочадцев похоронили в селе Перстно Крестецкого уезда. Новгородские краеведы, однако, настаивают, что инженер и члены его семьи были погребены в усыпальнице при церкви великомученицы Екатерины в усадьбе Льзи. Упоминают даже многочисленные серебряные венки, положенные в могилы. Вячеслав Герасимов сообщает, что сразу после революции началось расхищение имущества церкви, а в 1927 году была вскрыта и разграблена усыпальница бывших хозяев. Сам храм был отдан под деревенский клуб и музей атеизма, а затем под склад. Ну а здание Мариинской школы, бывшей усадьбы, приспособили под детский дом.
Детдом просуществовал до 1969 года. Спустя еще несколько лет комплекс передали на баланс ленинградского завода «Светлана» для организации пионерского лагеря. Старинные здания не могли вместить всех детей и сотрудников, и рядом с усадьбой были построены новые корпуса из белого силикатного кирпича. Последнюю смену пионерлагерь принял в 1997 году. После этого усадьба Льзи вместе с новыми корпусами оказалась заброшена. В 2004 году бывший главный усадебный дом выгорел изнутри, уцелели только его стены и находящаяся поблизости водонапорно-смотровая башня.
Усадьба Льзи.
Фото: PavelLobanov
Екатерининская церковь возвращена верующим, однако только формально: постоянного священника и прихода она не имеет, молебны проводятся нерегулярно. В наши дни добраться до усадьбы Льзи непросто. Следует либо доехать до деревни Мстинский Мост и затем переправиться через Мсту на лодке, либо, добравшись до горнолыжного комплекса «Мстинские горки», пройти несколько километров по лесу. В усадьбе сохранилось множество артефактов разных эпох: от кованого металлического декора XIX века, отлитого на заводе Франца Сан-Галли в Петербурге, до масштабного панно-мурала эпохи советского модернизма на фасаде одного из корпусов бывшего пионерского лагеря.
Богатейшими представителями сызранской хлеботорговли были Стерлядкины. До революции купцы построили несколько ярких особняков, в которых размещали торговые лавки и жилые помещения. Усадьбы существуют и сейчас.
Недавно возрожденный конный завод у старинного села Злынь использует отреставрированный комплекс с вековой историей
В XVIII–XIX веках село Кончанское было родовым имением Суворовых, которым принадлежало более 15 окрестных деревень