GPS: 57.528588 , 29.917494
В конце XV века старое новгородское село Горки досталось князьям Мещерским — возможно, именно поэтому имение назвали Княжьими Горками. Мещерские первыми начали обустраивать усадьбу.
В 1798 году имение приобрел полковник Артамон Осипович Кожин (1753–1821), известный в Порховском уезде помещик и предприниматель, потомки которого будут владеть Княжьими Горками следующие 80 лет. Вдова полковника увеличила площадь усадьбы и расширила парк до реки Судомы, а в 1833 году на деньги Григория Артамоновича Кожина (1791–1865) была возведена Ильинская церковь в стиле ампир.
Церковь Ильи Пророка в Княжьих Горках Григорий Кожин построил в память о войне 1812 года.
Фото: VOSTOCK Photo
Последней владелицей Горок из рода Кожиных была внучка Артамона Осиповича, Мария Петровна Новосильцева (ок. 1830 — 1910), будущая начальница Смольного института благородных девиц. В 1878 году, прежде чем отправиться сестрой милосердия на Русско-турецкую войну, Новосильцева продает имение.
И уже через год покупатель Княжьих Горок перепродает его графине Марии Александровне Строгановой (1850–1914). Мисси, как звали ее домашние, была родной сестрой графа Сергея Строганова (1852–1923) — крупнейшего землевладельца Российской империи, последнего владельца знаменитого уральского строгановского майората, хозяина соседнего имения Волышево. О благотворительных начинаниях и отзывчивости графини Марии Александровны знали далеко за пределами Княжьих Горок. При ней в имении были сделаны хозяйственные пристройки и построен дом-замок в стиле английской готики. Предполагают, что проект дома был привезен из-за границы, а на месте его реализовал квалифицированный архитектор из Петербурга.
Особняк графини Строгановой в Княжьих Горках. Конец XIX века.
Фото: VOSTOCK Photo
Графиня Мария Александровна скончалась в Санкт-Петербурге в 1914 году и была похоронена в Княжьих Горках, в склепе при Ильинском храме. Муж ее — полковник Станислав Ягмин, командовавший в Первую мировую 17-м драгунским Нижегородским полком, георгиевский кавалер — был убит в Петрограде в революционном 1917 году. А вот имение Княжьи Горки уцелеет, пусть и переименованное в Красные Горки. Бывший управляющий Строгановых, Константин Перн, еще около десяти лет после революции оставался и управляющим совхоза «Красные Горки». После смерти он был похоронен в том же склепе, где и Мария Строганова. Позже этот склеп был разграблен, над останками глумились, а в самом склепе хранили газовые баллоны.
В бывшем усадебном доме одно время была районная больница. Позже из имения хотели сделать дом отдыха, но ввиду недостатка финансирования от идеи пришлось отказаться. Приусадебный дом дважды горел с 1990-х годов. Сейчас усадьба почти разрушена, остатки Ильинской церкви и «английского» особняка графини Строгановой настоятельно требуют реставрации. Парк запущен, а пруд стал похож на болото.
Грузинский погост Водской пятины Новгородской земли известен по письменным документам с рубежа XV–XVI веков. В XVII веке Грузино принадлежало новгородскому Деревяницкому монастырю
В конце XIX века Пенза обрела соборную мечеть, связанную с именем Хабиб Джамал Тенишевой: она выкупила дом у купца Тихомирова для мусульман. В советские годы мечеть закрыли, а возобновили молитвы в 1995 году.
На левом берегу реки Пахры в 15 км к западу от Подольска сохранилась одна из подмосковных усадеб графа Кирилла Разумовского