GPS: 51.055409 , 36.142323
Слобода Ивня получила свое название от речки, поросшей ивняком. Первое упоминание о ней относится к 1762 году. Тогда здесь проживало 909 человек, крепостные отставного секунд-майора и помещика Ивана Степановича Переверзева. Владения его в окрестностях — луга, леса и пашни — составляли около 6500 десятин земли.
При Переверзеве был выстроен господский дом, на реке был устроен каскад прудов и сооружена водяная мельница, был высажен фруктовый сад, основан конезавод. В начале 1770-х годов открыли церковь во имя Святой Троицы, и слободу стали называть «село Троицкое, Ивня тож», а в обиходе порой и Переверзевкой.
После смерти Ивана Переверзева в начале 1800-х годов владение перешло к его сыну Никанору. Удачливый предприниматель, занимавшийся винокурением, статский советник, благотворитель Никанор Иванович значительно расширил фамильные угодья.
После его кончины в 1824 году в Ивне жили его дочь Елизавета и ее муж — герой войны 1812 года, генерал от кавалерии Илья Дука (1768–1830). Отважному командиру 2-й кирасирской дивизии, трижды штурмовавшему батареи Наполеона под Бородино, в Ивне поставлен памятник. Дочь его, баронесса Александра Ильинична Дука (1820–1871), в 1844 году обвенчалась с Владимиром Карамзиным (1819–1879), будущим тайным советником и сенатором, сыном историка Николая Карамзина (1766–1826). Посаженным отцом на их свадьбе был сам Николай I.
Владения в Ивне достались Карамзиным в качестве приданого. В 1853 году они построили сахарный завод, действующий поныне. Владимир Николаевич увлекся разведением племенных швейцарских коров и земледелием. Ивня получила статус «образцового помещичья имения». В 1865 году здесь проживало уже 1733 человека.
При Карамзиных в 1854 году был возведен дворец «в духе Растрелли». Усадебный архитектурный комплекс состоял из главного двухэтажного дома с широким балконом, верандой на втором этаже и трех флигелей с колоннадами и галереями. Особый стиль усадьбе придавал усовершенствованный каскад озер и великолепный парк с ценными хвойными породами деревьев.
Брак Карамзиных по причине болезней Александры Ильиничны оказался бездетным. После смерти Владимира Карамзина имение в 1879 году перешло по наследству к племяннику Александры — графу Константину Петровичу Клейнмихелю (1840–1912).
Его отец Петр Андреевич Клейнмихель (1793–1869), ставленник графа Аракчеева, занимал пост главноуправляющего путей сообщения и публичных зданий и пользовался доверием Николая I.
Главный дом усадьбы К. П. Клейнмихеля. Вид со стороны парка.
Фото: VOSTOCK Photo
При Константине Петровиче к дворцу пристроили боковые крылья, более низкие и упрощенные. Парк расширился, средь пруда появился Чайный островок с беседкой. Летом перед дворцом благоухали клумбы, бил мощный фонтан. Клейнмихель занимался и хозяйством: строил оранжереи, на 22 гектарах разбил сад, развил торфоразработки.
После смерти Константина Петровича вплоть до 1917 года Ивней владели его дочь Клеопатра (1886–1966) с мужем Георгием Мартыновым (1880–1924).
В послереволюционное время часть парка была застроена. Остатки оранжерей перестроили в жилые квартиры. В 1920-е годы в господский дом заселили детей из голодающего Поволжья. В 1923 году центральная часть дома выгорела и больше уже не восстанавливалась. В левой (южной) части оставшегося комплекса разместили детский туберкулезный санаторий, а в правой (северной) — дом творчества писателей. В 1934 году писатель Аркадий Гайдар (1904–1941) здесь работал над повестями «Синие звезды» и «Военная тайна». Сейчас здание носит имя писателя, как и ближайшая улица в поселке.
В здании Троицкой церкви работал магазин; склеп и захоронения разрушили — по одной из версий, в поисках клада. Позже снесли и храм. В 1960 году при строительстве нового корпуса туберкулезного санатория были окончательно разрушены и захоронения владельцев усадьбы, в том числе генерала Дуки.
В приусадебном парке графа Клейнмихеля и сегодня любят гулять жители Ивни. По-прежнему используются обе части дворцового комплекса: в южной находится корпус все того же санатория, в северной — жилой дом.
Живописный комплекс XVIII века сложился при елизаветинском фаворите, потомке первых владельцев — дворян Васильчиковых. Усадьба тесно связана с именами великих родов: Ланских, Пушкиных и Гончаровых.
Небольшое имение на берегу Волхова прославил главный поэт русского Просвещения, Гавриил Романович Державин. Сейчас на месте некогда роскошной усадьбы остались одни руины
Угодья на берегах реки Логовежь с 1710-х годов принадлежали богатому и известному роду Глебовых. Многие члены семейства отличились на статской и военной службе. Сделал блестящую карьеру и заказчик усадьбы Знаменское-Раек, Федор Иванович Глебов.