GPS: 59.149185 , 31.884306
Грузинский погост Водской пятины Новгородской земли известен по письменным документам с рубежа XV–XVI веков. В XVII веке Грузино принадлежало новгородскому Деревяницкому монастырю. Спустя 100 лет Петр I подарил имение светлейшему князю Александру Меншикову (1673–1729). Но славой своей Грузино обязано всесильному временщику при двух императорах, Алексею Андреевичу Аракчееву (1769–1834), которому на заре его блистательной карьеры Павел I сначала пожаловал эту «богатую землю» (1796), а затем «за отличное усердие» — и титул графа (1799). Дворянский герб Аракчеева украсил знаменитый девиз «Без лести предан», который недоброжелатели переделали в «Бес, лести предан».
«Вид чугунной решетки на площади с приказа от реки Волхов в село Грузино». Литография из альбома «Виды села Грузино», 1821–1825. Литографская мастерская А. А. Аракчеева в имении Грузино при школе военных кантонистов.
Фото: Музей архитектуры им. А. В. Щусева
Усадебный комплекс был отстроен в 1799–1814 годах по проекту архитектора Федора Демерцова (1762–1823). Крестьянские избы были снесены, вместо них построили каменные дома, вытянувшиеся в шеренгу вдоль идеально прямых улиц. Центр образцового села украсили Андреевский собор (1806) и Летний дворец — дом Алексея Андреевича с обширным парком и прудом, по которому плавали лебеди. В Грузине устроили лазарет, где выписанный из Петербурга доктор бесплатно лечил крестьян. Работала школа, где дети учились грамоте, — тоже бесплатно.
«Вид крестьянского дома в селе Грузине». Литография из альбома «Виды села Грузино», 1821–1825. Литографская мастерская А. А. Аракчеева в имении Грузино при школе военных кантонистов.
Фото: Музей архитектуры им. А. В. Щусева
Начиная с 1815 года к обустройству усадьбы был привлечен архитектор Василий Стасов (1769–1848), который построил две башни на пристани и колокольню при Андреевском храме (1822). Скульптор Иван Мартос, автор памятника Минину и Пожарскому на московской Красной площади, разработал монумент Павлу I в Грузине. Автор ансамбля стрелки Васильевского острова в Петербурге Тома де Томон спроектировал для Грузина памятник офицерам Гренадерского графа Аракчеева полка, павшим в 1812–1814 годах.
В 1812 году Аракчеев заказал Демерцову проект павильона на одном из насыпных островов, составлявших на прудах в Грузине целый архипелаг. Постройка, завершенная вскоре после Отечественной войны, была решена как маленький храм, украшенный шестью колоннами в греческом вкусе. Граф посвятил это сооружение своему наставнику и первому благодетелю Петру Мелиссино (1726–1797), греку по происхождению. Первый русский генерал от артиллерии, Мелиссино в свое время принял сына бедного дворянина в артиллерийский кадетский корпус, а потом определил его к цесаревичу Павлу Петровичу, будущему Павлу I.
Портреты: VOSTOCK Photo
«Вид площади у моста при въезде от города Тихвина». Литография из альбома «Виды села Грузино», 1821–1825. Литографская мастерская А. А. Аракчеева в имении Грузино при школе военных кантонистов.
Фото: Музей архитектуры им. А. В. Щусева
В 1810 году Грузино впервые посетил император Александр I, затем он навещал своего протеже еще одиннадцать раз. Современники могли только гадать, «какой ворожбой» сумел Аракчеев с его мало располагавшей внешностью и грубыми манерами приобрести и сохранить дружбу Александра I, человека капризного и легко менявшего свои привязанности. В связи с этим часто поминали его домоправительницу и любовницу Настасью Минкину. «В народе носился слух, будто она… когда Александр бывал в Грузине, варила волшебный суп и для его стола, чтоб внушить ему благоволение и дружбу к графу». Жестокостью Минкина не уступала графу, и грузинские крестьяне ее ненавидели и боялись так же, как ненавидела и боялась Аракчеева вся Россия. В 1825 году ее зарезал повар графа, Василий Антонов. Потрясенный Аракчеев удаляется от дел. Следствие об убийстве вел товарищ Аракчеева, будущий куратор строительства железной дороги между Москвой и Петербургом, Петр Клейнмихель (1793–1869). Убийцу Минкиной засекли насмерть, а заказчикам преступления всыпали по 95 плетей.
Шуруп и кусок дерева от гроба Александра I, хранившиеся в Голубой гостиной Грузино.
Фото: Новгородский музей-заповедник
В том же 1825 году в Таганроге умирает Александр I, а его преемник, Николай I, отправляет Аракчеева в отставку. Выйдя на покой, в Грузине Аракчеев создал настоящий культ покойного Александра. В комнате, где останавливался император, был установлен его мраморный бюст с надписью: «Кто осмелиться тронуть сие, да будет проклят». Перед храмом в Грузине появляется бронзовый памятник «государю-благодетелю», достоявший до советских времен.
Литографии из альбома «Виды села Грузино», 1821–1825. Литографская мастерская А. А. Аракчеева в имении Грузино при школе военных кантонистов.
Фото: Музей архитектуры им. А. В. Щусева
В 1834 году Аракчеев умер от воспаления легких и был похоронен в Андреевском храме в Грузине. Усадьба ненадолго пережила своего создателя: крестьяне разорили парк, разобрали забор вдоль главной улицы, «изловили и съели лебедей», живших в пруду. Не оставив наследников, незадолго до смерти он внес 300 тыс. рублей на создание Новгородского кадетского корпуса, который стал называться Аракчеевским. После смерти графа император рескриптом передал корпусу и Грузино. В 1866 году имение перешло в ведение Министерства государственных имуществ, и до начала XX века постройки усадьбы использовались для расквартирования войск.
«Вид Грузинского собора». Литография из альбома «Виды села Грузино», 1821–1825. Литографская мастерская А. А. Аракчеева в имении Грузино при школе военных кантонистов.
Фото: Музей архитектуры им. А. В. Щусева
Это знаменитое поместье на Волхове еще до революции стало важной достопримечательностью. В 1918 году в Грузине был открыт музей, который просуществовал до 1941 года. В 1942–1943 годах усадьба Аракчеева, оказавшаяся в зоне боевых действий, была полностью разрушена.
Угодья на берегах реки Логовежь с 1710-х годов принадлежали богатому и известному роду Глебовых. Многие члены семейства отличились на статской и военной службе. Сделал блестящую карьеру и заказчик усадьбы Знаменское-Раек, Федор Иванович Глебов.
В 1902 году Николай Евграфович Муханов построил в своем имении в селе Веселая Лопань усадебный комплекс, который сочетает черты неоготики и модерна и походит, скорее, на замок, нежели на традиционное дворянское гнездо
Середниково впервые упоминается в 1525 году как село Середнее — тогда оно поступило в дар московскому Чудову монастырю