GPS: 58.302701 , 33.229554
В начале XIX столетия Горы принадлежали помещику Лонгвинову, после кончины которого имение перешло к его дочери и зятю, одному из строителей Николаевской железной дороги, инженеру путей сообщения Егору Щербакову (1812–1873). В конце 1860-х, выйдя в отставку, Щербаков занялся перестройкой имения на немецкий лад: провел мелиорацию земель, основал небольшую ткацкую (штофную) фабрику. После смерти Щербакова имение перешло к его сыну Сергею, который основал неподалеку посудную фабрику, но прогорел и застрелился.
Сохранившиеся постройки усадьбы Горы.
Фото: Екатерина Кобзарь
Усадьбу с торгов приобрела Александра Демьяновна Громова, урожденная Муяки, — вдова крупного лесопромышленника, филантропа, коллекционера, почетного вольного общника Императорской Академии художеств, владельца и устроителя Лопухинского сада в Петербурге Василия Федуловича Громова. В имении новая хозяйка выстроила дворец и проложила шоссе к железнодорожной станции Окуловка. В 1889 году усадьбой владел полковник Василий Муяки, который продал ее в 1896 году герцогу Николаю Николаевичу Лейхтенбергскому (1868–1928).
Усадьба герцога Н. Н. Лейхтенбергского Горы в наши дни.
Фото: Екатерина Кобзарь
Праправнук Жозефины Богарнэ, жены Наполеона I, и правнук Николая I, герцог превратил Горы в процветающее хозяйство. На территории усадьбы появилась церковка, флигель, двухэтажная школа, оранжереи, другие каменные постройки. В обширном парке были вырыты шесть прудов, устроен водопад, летний театр, на живописном берегу озера Боровно сооружена лодочная пристань. В усадьбе на охоте бывал великий князь Михаил Александрович, а в 1900 году археологические раскопки в Горах вел Н. К. Рерих.
В данный момент одно из зданий отремонтировано и переоборудовано под Храм Святой Екатерины Великомученицы.
Фото: okulovka.com
Гвардейский офицер Лейхтенбергский во время Первой мировой командовал 12-м Туркестанским стрелковым полком (с лета 1915 года). Был награжден Георгиевским оружием «за то, что в бою 2-го августа 1915 года у д. Мень, подвергая свою жизнь опасности, лично привел в порядок пришедший в замешательство полк той же бригады… восстановил утраченное было положение и тем предотвратил прорыв расположения бригады». Еще через месяц полковник Лейхтенбергский героически возглавил атаку на неприятеля и был тяжело ранен; за это его наградят орденом Святого Георгия 4-й степени. После революции герцог стал видным деятелем Белого движения — в частности, по поручению атамана Краснова возглавил миссию к кайзеру Вильгельму II для переговоров о поставке оружия Всевеликому Войску Донскому.
Усадьба Горы внутри.
Фото: Екатерина Кобзарь
При советской власти в усадебных постройках размещались метеостанция и сельскохозяйственная школа. Позже Горы стали базой госхоза «Агитатор», а в конце 1920-х годов дворец и церковь разобрали на кирпичи. В наши дни в Горах еще теплится жизнь (обитаемы несколько зданий, одно из которых — сельский магазин), но о восстановлении былого великолепия речи не идет.
Подмосковная усадьба князей Вяземских Остафьево была одним из центров культурной жизни России в ее золотой век
Усадьба замечательного архитектора русского Просвещения Николая Львова (1753–1803) название свое получила от деревни Черенчицы, в которой родился зодчий
Дом, известный сейчас как усадьба дворян Гальских, построен в XIX веке. После революции его национализировали и отдали под общежитие. Музей в нем создали лишь в 1989 году, а полноценно заработал он в 2009-м.