Усадьба Дюрингера и Магазин братьев Куражёвых

Время прочтения: мин.

Ивановская обл., г. Иваново

GPS: 56.5958 , 40.5936

На рубеже XIX и XX веков практически всю Европу, Россию и США захватил стиль модерн. Модные архитекторы стали заменять четкие геометрические формы сглаженными и плавными линиями, отказывались от симметрии. Они использовали новые материалы и технологии.

История

Украшали свои творения декоративными элементами как для оформления фасадов, так и при отделке интерьеров. Особенно любили тогда обращаться к растительным орнаментам, фигурам животных. В зданиях появлялись огромные причудливые окна. В целом, стиль модерн стремился совместить изысканность и даже вычурность с практичностью. И был, конечно, рассчитан на самых богатых заказчиков – предпринимателей и промышленников, строивших особняки и усадьбы.

В Иванове, благодаря развитию текстильной промышленности, прослойка богатых фабрикантов была значительной, и для них иметь жилье, оформленное в соответствии с последним писком моды, было вопросом статуса и престижа. Многие даже принялись переделывать под модерн свои старые дома.

Жилой дом с коммунальными квартирами в бывшей усадьбе А.Я. Дюрингера

Важнейшим архитектором этого периода для Иванова (тогда Иваново-Вознесенска) был Александр Федорович Снурилов. Он не только построил большинство зданий в стиле модерн, но и существенно повлиял на других архитекторов, работавших в городе. Между тем, образование Снурилова ограничилось посещением с 1907 по 1909 гг. архитектурно-строительных курсов в Санкт-Петербурге. Высшее профессиональное образование он так и не получил и до конца жизни подписывал свои проекты «техник А. Снурилов».

Александр Федорович начал свою карьеру в 1895 г. в мастерской П. Г. Бегена, довольно быстро став помощником архитектора. Ему поручали вести серьезные проекты, например, Снурилов контролировал строительство Введенского храма. После отхода Бегена от дел в 1908 г. Снурилов возглавил его мастерскую. Архитектор создал такие выдающиеся памятники модерна как особняк Д. Г. Бурылина, усадьба А. Я. Дюрингера и мануфактурный магазин Н. И. и В. И. Куражёвых.

Жилые дома в бывшей усадьбе А.Я. Дюрингера

Особняк Д. Г. Бурылина, ныне Музей ивановского ситца — первый самостоятельный проект Снурилова. Модерн здесь проявляется уже на уровне композиции: резко вынесенный угловой эркер с башенкой (выступающий из плоскости фасада вертикальный объем с окнами) придает зданию асимметрию, парадная лестница смещена от центра, помещения сгруппированы свободно. Большие окна разнообразной формы — еще одна важнейшая черта модерна. Но декор этого здания все еще остается ближе к архитектуре эклектики: он покрывает почти всю плоскость стены и задает строгую ритмику фасадам.

В дальнейшем Снурилов отходит от эклектики и историзма, используя стиль модерн в его строгом и сдержанном варианте. Основным средством выразительности становится не покрывающий все пространство стены декор, а сама стена, ее ничем не украшенный массив. Этот прием позволял видеть чередование объемов, игру форм, красоту изогнутых линий. Показательный пример такого варианта модерна — главный дом усадьбы А. Я. Дюрингера, построенный в 1914 году.

Александр Яковлевич Дюрингер, швейцарец по происхождению, приехал в Иваново-Вознесенск как представитель московской фирмы «Гандшин и К», занимавшейся разработкой красителей для текстильной промышленности. В 1909 г. молодой и богатый предприниматель покупает усадьбу у купца В. И. Охлопкова и заказывает Снурилову проект дома в средневековых мотивах.

Как и хотел заказчик, главное здание усадьбы воспроизводит рыцарский замок с двухскатными кровлями и круглой угловой башней-донжоном. Стилизация под каменную кладку, общая сдержанность и суровость, все это, отчасти, напоминает французские крепости. Ну, а черты модерна проявляются в Г-образном плане постройки с ассиметричными выступами. Двухэтажное здание словно окружает своими крыльями небольшой внутренний двор, который создает чередование архитектурных объемов и «пустот», свободного пространства. Каждый фасад, как и положено стилю модерн, своеобразен: на одном — изящный балкон, на другом — огромное трехчастное окно, освещающее парадную лестницу. Декора почти нет: стена лишь кое-где разбита небольшими прямоугольными нишами и имеет едва намеченную имитацию каменной кладки.

Формы модерна, такие как свободная планировка внутренних помещений и большие окна, дающие много света, оказались очень удобны не только для жилья, но и для торговли. Снурилов начинает получать заказы не только на особняки, но и на торговые помещения. В 1912 году он строит мануфактурный магазин в стиле модерн для братьев Куражёвых.

Николай и Василий Куражевы — купцы-старообрядцы, владевшие оптово-розничной фирмой, которая торговала хлебными и бакалейными изделиями. Для увеличения дохода братья выкупали участки земли в городе, строили на них здания, а затем сдавали их в аренду. Прямо напротив своего дома, в самом центре города, Куражёвы заказали Снурилову магазин. Первый этаж купцы использовали для своей торговли, второй сдавали в аренду банку, а на третьем располагался чердак.

Здание ориентировано вполне традиционно главным фасадом по линии улицы. Фасад строго симметричен, но впечатления «классического» строения не производит: три сильно выступающих ризалита (части, «выдвинутые» из линии фасада по всей его высоте) резко контрастируют с огромными витринами и окнами второго этажа. Возможное только в модерне весьма своеобразное обрамление чердачных окон — козырьки бочкообразной формы — перекликается с формой окон над дверями боковых ризалитов.

В отличие от усадьбы Дюрингера с его «романтическим» модерном, магазин Куражёвых – это уже модерн рациональный, подчиненный, в первую очередь, практическим нуждам торгового здания. Вот так виртуозно Александр Снурилов сумел использовать стиль модерн для решения совершенно разных архитектурных задач.



Похожие места

Бывшая аптека Альтшулера

Фармацевт Александр Альтшулер открыл свою аптеку в Майкопе в 1889 году: на первом этаже был аптекарский магазин, а второй сдавался в аренду. Семья пользовалась уважением и почетом в Майкопе.

Дом Бессонова

Дом помещика Бессонова появился в городе в начале XIX века. Это деревянное здание было построено в стиле классицизма, характерного для той эпохи.

Богоявленский собор

Здание в Тульском кремле, в котором сейчас находится музей оружия, — на самом деле бывший Богоявленский собор, построенный в середине XIX века. Узнать в этой постройке бывший храм из-за переделок советских времен сейчас фактически невозможно.

Сообщить об ошибке
Обязательное поле
Обязательное поле
Обязательное поле
Вы помогаете нам стать лучше, спасибо!
Мы рассмотрим ваше заявление в ближайшее время!