GPS: 56.5958 , 40.5936
Украшали свои творения декоративными элементами как для оформления фасадов, так и при отделке интерьеров. Особенно любили тогда обращаться к растительным орнаментам, фигурам животных. В зданиях появлялись огромные причудливые окна. В целом, стиль модерн стремился совместить изысканность и даже вычурность с практичностью. И был, конечно, рассчитан на самых богатых заказчиков – предпринимателей и промышленников, строивших особняки и усадьбы.
В Иванове, благодаря развитию текстильной промышленности, прослойка богатых фабрикантов была значительной, и для них иметь жилье, оформленное в соответствии с последним писком моды, было вопросом статуса и престижа. Многие даже принялись переделывать под модерн свои старые дома.
Жилой дом с коммунальными квартирами в бывшей усадьбе А.Я. Дюрингера
Важнейшим архитектором этого периода для Иванова (тогда Иваново-Вознесенска) был Александр Федорович Снурилов. Он не только построил большинство зданий в стиле модерн, но и существенно повлиял на других архитекторов, работавших в городе. Между тем, образование Снурилова ограничилось посещением с 1907 по 1909 гг. архитектурно-строительных курсов в Санкт-Петербурге. Высшее профессиональное образование он так и не получил и до конца жизни подписывал свои проекты «техник А. Снурилов».
Александр Федорович начал свою карьеру в 1895 г. в мастерской П. Г. Бегена, довольно быстро став помощником архитектора. Ему поручали вести серьезные проекты, например, Снурилов контролировал строительство Введенского храма. После отхода Бегена от дел в 1908 г. Снурилов возглавил его мастерскую. Архитектор создал такие выдающиеся памятники модерна как особняк Д. Г. Бурылина, усадьба А. Я. Дюрингера и мануфактурный магазин Н. И. и В. И. Куражёвых.
Жилые дома в бывшей усадьбе А.Я. Дюрингера
Особняк Д. Г. Бурылина, ныне Музей ивановского ситца — первый самостоятельный проект Снурилова. Модерн здесь проявляется уже на уровне композиции: резко вынесенный угловой эркер с башенкой (выступающий из плоскости фасада вертикальный объем с окнами) придает зданию асимметрию, парадная лестница смещена от центра, помещения сгруппированы свободно. Большие окна разнообразной формы — еще одна важнейшая черта модерна. Но декор этого здания все еще остается ближе к архитектуре эклектики: он покрывает почти всю плоскость стены и задает строгую ритмику фасадам.
В дальнейшем Снурилов отходит от эклектики и историзма, используя стиль модерн в его строгом и сдержанном варианте. Основным средством выразительности становится не покрывающий все пространство стены декор, а сама стена, ее ничем не украшенный массив. Этот прием позволял видеть чередование объемов, игру форм, красоту изогнутых линий. Показательный пример такого варианта модерна — главный дом усадьбы А. Я. Дюрингера, построенный в 1914 году.
Александр Яковлевич Дюрингер, швейцарец по происхождению, приехал в Иваново-Вознесенск как представитель московской фирмы «Гандшин и К», занимавшейся разработкой красителей для текстильной промышленности. В 1909 г. молодой и богатый предприниматель покупает усадьбу у купца В. И. Охлопкова и заказывает Снурилову проект дома в средневековых мотивах.
Как и хотел заказчик, главное здание усадьбы воспроизводит рыцарский замок с двухскатными кровлями и круглой угловой башней-донжоном. Стилизация под каменную кладку, общая сдержанность и суровость, все это, отчасти, напоминает французские крепости. Ну, а черты модерна проявляются в Г-образном плане постройки с ассиметричными выступами. Двухэтажное здание словно окружает своими крыльями небольшой внутренний двор, который создает чередование архитектурных объемов и «пустот», свободного пространства. Каждый фасад, как и положено стилю модерн, своеобразен: на одном — изящный балкон, на другом — огромное трехчастное окно, освещающее парадную лестницу. Декора почти нет: стена лишь кое-где разбита небольшими прямоугольными нишами и имеет едва намеченную имитацию каменной кладки.
Формы модерна, такие как свободная планировка внутренних помещений и большие окна, дающие много света, оказались очень удобны не только для жилья, но и для торговли. Снурилов начинает получать заказы не только на особняки, но и на торговые помещения. В 1912 году он строит мануфактурный магазин в стиле модерн для братьев Куражёвых.
Николай и Василий Куражевы — купцы-старообрядцы, владевшие оптово-розничной фирмой, которая торговала хлебными и бакалейными изделиями. Для увеличения дохода братья выкупали участки земли в городе, строили на них здания, а затем сдавали их в аренду. Прямо напротив своего дома, в самом центре города, Куражёвы заказали Снурилову магазин. Первый этаж купцы использовали для своей торговли, второй сдавали в аренду банку, а на третьем располагался чердак.
Здание ориентировано вполне традиционно главным фасадом по линии улицы. Фасад строго симметричен, но впечатления «классического» строения не производит: три сильно выступающих ризалита (части, «выдвинутые» из линии фасада по всей его высоте) резко контрастируют с огромными витринами и окнами второго этажа. Возможное только в модерне весьма своеобразное обрамление чердачных окон — козырьки бочкообразной формы — перекликается с формой окон над дверями боковых ризалитов.
В отличие от усадьбы Дюрингера с его «романтическим» модерном, магазин Куражёвых – это уже модерн рациональный, подчиненный, в первую очередь, практическим нуждам торгового здания. Вот так виртуозно Александр Снурилов сумел использовать стиль модерн для решения совершенно разных архитектурных задач.
Фармацевт Александр Альтшулер открыл свою аптеку в Майкопе в 1889 году: на первом этаже был аптекарский магазин, а второй сдавался в аренду. Семья пользовалась уважением и почетом в Майкопе.
Дом помещика Бессонова появился в городе в начале XIX века. Это деревянное здание было построено в стиле классицизма, характерного для той эпохи.
Здание в Тульском кремле, в котором сейчас находится музей оружия, — на самом деле бывший Богоявленский собор, построенный в середине XIX века. Узнать в этой постройке бывший храм из-за переделок советских времен сейчас фактически невозможно.