GPS: 54.241773 , 37.625109
Впервые это село на берегу реки Нюховки упоминается в 1664 году, когда «пустошь Богучарова» перешла в родовое владение помещиков Хомяковых. В 1770-е годы предводитель тульского дворянства, гвардии поручик Федор Степанович Хомяков, прадед философа, строит в имении деревянный храм. При нем же (или при его сыне) в конце XVIII века появляется барский дом — одноэтажное деревянное здание на высоком каменном цоколе. На восточном фасаде расположена открытая каменная терраса с кованой лестницей, ведущей в сад. В овраге была устроена каскадная система из трех прудов.
Имение Богучарово при Дмитрии Хомякове. 1880.
Фото: VOSTOCK Photo
Алексей Степанович Хомяков после смерти брата Федора в 1829 году наследует усадьбу, в которой до того часто бывал лишь в детстве. Хозяйством он практически не занимался, но принимал активное участие в проектировании новой Сретенской церкви, построенной в 1836 году по проекту крепостного архитектора Сергея Александрова. Это строго центричное здание без апсиды, в плане представляющее собой равноконечный «греческий» крест, каждый из лучей которого заканчивается шестиколонным дорическим портиком. «Великую богучаровскую церковь», как назвал храм сенатор Алексей Веневитинов, брат поэта Дмитрия Веневитинова, венчает высокий световой барабан. Рядом с церковью была устроена и родовая усыпальница Хомяковых.
Алексей Степанович был интровертом, редко проводил время в компании местных помещиков, преимущественно работал. Лишь изредка он навещал своего старшего товарища, писателя Андрея Болотова, в его усадьбе Дворяниново, а у себя несколько раз принимал славянофилов братьев Аксаковых.
Реплика венецианской кампанилы с площади Сан-Марко в Богучарове появилась в 1894 году.
Фото: VOSTOCK Photo
После смерти философа усадьбу унаследовал его старший сын Дмитрий (1841–1919). Его стараниями был построен дом управляющего, к барскому дому пристроены два флигеля, обновлены хозяйственные постройки. В 1894 году, к 90-летию отца, он возводит в Богучарове уменьшенную копию знаменитой стометровой колокольни, стоящей в Венеции на площади Сан-Марко. Это работа художника Павла Жуковского (1845–1912) и архитектора Николая Султанова (1850–1908).
Кампанила и Сретенская церковь в бывшем имении Хомяковых.
Фото: VOSTOCK Photo
После революции имение было национализировано, и уже в 1919 году в нем открылся музей культуры и быта XIX века. До 1923 года им управлял Федор Челищев (1879–1942), внук Алексея Хомякова. Затем Челищева «за агитационную деятельность» арестовали и приговорили к трем годам ссылки. В 1924 коллекцию музея перевели в Тулу, позже — в Исторический музей в Москве, а в усадьбе поселили работников совхоза «Богучарово».
В настоящее время Сретенский храм снова действует, а в усадьбе работает Историко-художественный музей имени А. С. Хомякова и проходят Хомяковские чтения. Стал традицией и фольклорный праздник, проходящий в день рождения Алексея Степановича — 13 мая.
Храм Святого Равноапостольного Князя Владимира считается визитной карточкой Астрахани. Он возведен в 1902 году. В годы советской власти его закрыли и отдали под автовокзал, храм вернули верующим в 1999 году.
Основателем завода, сохранившего удивительный комплекс зданий в стиле неоготики конца XIX века, стал представитель известного дворянского рода немецкого происхождения Павел Павлович фон Дервиз
Один из старейших храмов Воронежа даже в названии своем хранит память о стоявшем здесь, на берегу реки Воронеж, адмиралтействе и строительстве первого русского флота