Белгородская область, Монастырская ул., 1, село Холки
GPS: 50.863490 , 37.753323
Известная с 1620 года Холковская обитель — единственный действующий пещерный монастырь на Белгородчине. Подземные церкви и кельи монастыря образуют целый комплекс протяженностью в 120 м, вырытый в мягкой меловой породе на террасе небольшого хребта, ранее известного как Жестовые горы.
По легенде, в древние времена здесь стояла крепость Холок, получившая свое имя по названию реки. В ней в 1185 году на два дня останавливался новгород-северский князь Игорь Святославич в ожидании своего брата, курского князя Всеволода. Шли они в поход, воспетый в «Слове о полку Игореве». Позже на этом месте появилось село Холки.

Общий вид Холковского монастыря в наши дни.
Лобачев Владимир
Холковский монастырь впервые упоминается под 1620 годом. Первым настоятелем его был инок Геласий, а сама обитель описана как наземная, с деревянным храмом. Наружный храм в 1650 году был перестроен и освящен во имя Преображения Господня — после этого монастырь стали именовать еще и Преображенским. Называли его и Царевым — от города-крепости Царев-Алексеев, переименованной в 1655 году в Новый Оскол.

Надземные храмы монастыря были построены в 1990-е годы.
Фото: Елизавета Кублицкая
В 1653 году настоятель Ефрем получил от царя Алексея Михайловича право на владение ближайшей мельницей без оброка. В 1637 году над монастырем на вершине холма построили Жестовую острожку, откуда наблюдали за степью — набеги крымских татар были нередкими и в XVII веке, и даже в начале XVIII века. В 1757 году у входа в пещеру появилась надвратная церковь.

В феврале 1764 года Екатерина II издала манифест о секуляризации монастырских земель, по которому владения обителей изымались в пользу государства. Холковский монастырь был упразднен. В те годы наземный Преображенский храм стал приходским, в нем проводились службы. Сенокосы монастыря ушлые местные крестьяне захватили даже раньше — летом 1763 года.

Церковь Донской иконы Божьей Матери в Холковском монастыре.
Фото: Елизавета Кублицкая
Запустение дошло до того, что и вход в обитель стало непросто найти. В 1830-х годах князь Николай Голицын (1794–1866), владелец имения в селе Богородское Новооскольского уезда, хотел восстановить подземный монастырь за свой счет, однако обитель так и не открыли. Службы проходили в наземном Преображенском храме, настоятель которого, отец Иаков, в 1890-х годах написал ряд статей об истории монастыря в «Курские епархиальные ведомости».
В 1890 году местный житель Никита Бычков после похорон жены стал отшельником и начал рыть проход к монастырю. За тридцать лет он прошел 98 м, но скончался, не дойдя еще 40 м.

Один из ходов пещерного Холковского монастыря.
Фото: Елизавета Кублицкая
В советское время в подземных пещерах, этом «естественном холодильнике» бывшего монастыря хотели устроить овощехранилище. Но из-за того, что над монастырскими пещерами расположено действующее кладбище, осваивать под хозяйство обитель не стали.

Холковский Свято-Троицкий монастырь. Фрагмент керамического иконостаса
Автор Клеткин
В 1990 году нашлись энтузиасты для расчистки завалов в пещерах, и вскоре комплекс был открыт для посещения. В 1995 году в монастыре возобновили службы. Во второй половине 1990-х были построены надвратная церковь во имя преподобных Антония и Феодосия, часовня князя Владимира и храм Донской иконы Божией Матери. Наконец, в 1999 году Холковский монастырь был открыт вновь.

Современные постройки над пещерами Холковского монастыря.
Фото: Елизавета Кублицкая
Сейчас на первых десяти метрах от входа в пещеры уложена искусственная кладка. Поруганные при советской власти первые кельи восстанавливать не стали — в назидание потомству. После реставрации монастыря на стенах в известняке вырезали иконы, а в подземном храме установили редкий иконостас из керамики. Каждую субботу в пещерном храме проходят богослужения. Есть келья для чтения молитв: голос читающего в ней усиливается настолько, что молитву слышно братьям и в других кельях. Имеются и помещения для погребения, в котором тела усопших иноков не поддаются тлену. В наши дни 17 монахов обители живут в наземных кельях, а не в вырубленных нишах без отопления, как это делали их предшественники. Но уклад обители суров по-прежнему. Одним из послушаний для монахов стали экскурсии для паломников.