GPS: 58.131023 , 32.640832
Впервые Рахино упоминается в 1475 году в связи с походом великого князя Ивана III из Москвы в Новгород. Но археологические раскопки говорят о том, что эта местность была заселена как минимум с VIII века. Деревня стояла у Большой Московской дороги (позже Старо-Московский тракт). Однако после реконструкции в 1834 году Петербурго-Московского шоссе выходцы из селения основали на этой дороге новую деревню (ныне носящую название Новое Рахино). А то, первоначальное Рахино, теперь известное как Старое, оставшись в стороне от оживленных транспортных магистралей, сохранило лишь функции административного и культурного центра округи — Рахинской волости (упразднена в 1924 году).
Старое Рахино в 1661 году.
Рисунок художника из свиты барона Августа Мейерберга, посла императора Леопольда I.
В 1837 году в селе имелись каменная церковь Рождества Пресвятой Богородицы, три часовни, кузница, две мельницы, магазины и лавки, в 1845 году открылась сельская школа. С 1860-х годов местные крестьянки начали ткать на льняном полотне узоры, которые позже получили название крестецкой строчки. Изделия местных мастериц пользовались спросом и в Европе.
Пример крестецкой строчки.
Фото: VOSTOCK Photo
Октябрьская революция зажиточных крестьян Старого Рахина совсем не обрадовала. В селении произошел вооруженный мятеж. Впоследствии большинство крестьян были раскулачены и высланы. Пожар 1929 года уничтожил около половины хозяйств — 120 домов. С Великой Отечественной войны не вернулись 192 человека из 300 ушедших на фронт. В ходе боев был разрушен строчный цех и другие важные здания. Село постепенно пришло в упадок, административные функции перешли в Новое Рахино.
Частично деревня воспряла в 1960 году, на три десятилетия войдя в состав совхоза «Амосовский». Однако былую славу вернуть не удалось: сегодня в деревне проживает чуть больше 100 жителей. А продолжателем уникальной традиции остается фабрика «Крестецкая строчка», работающая с 1929 года в соседнем поселке Крестцы. За эти годы крестецкие узоры были представлены в 47 странах мира и удостоились многих наград.
На Никольской мануфактуре не было жилых домов, поэтому для рабочих построили казармы. Они делились на три типа: для семей, для холостых мужчин и для женщин и подростков. Казарма №2 дожила до наших дней.
В середине XIX века близ Окуловской железнодорожной станции на берегу реки Перетны стоял частный бумагоделательный заводик на водной силе
Предприятия по производству спичек появились в Грузинской волости Новгородской губернии еще в 1860-е годы. Производство на них было полукустарным, широко использовался детский труд. Так, на одной из фабрик 60 сотрудников из 63 были не старше 17 лет.