Псков, Псковская область
GPS: 57.834926 , 28.262469
Собор Рождества Богородицы Снетогорского монастыря, построенный в 1310–1311 годах, открывает новую страницу в истории псковского зодчества: он стал одной из первых каменных построек, возведенных в городе после общего для Руси перерыва в монументальном строительстве. Фрески, которыми был украшен собор вскоре после постройки, предвещают новые тенденции русской стенописи второй половины XIV века.
Первая обитель
Обитель на Снетной горе над берегу реки Великой появилась, по всей видимости, в XIII веке. Первое ее упоминание связано с игуменом Иоасафом, который вместе с иноками погиб в 1299 году при нашествии ливонских рыцарей. Вероятно, это нападение и потребовало строительства нового собора, на сей раз каменного, воздвигнутого при игумене Иове.

Холмик, на котором была основана обитель, называется Снетная гора: у его подножия в реке Великой ловились снетки.
Фото: Екатерина Кобзарь
Хотя монгольское нашествие не затронуло Псков напрямую, с середины XIII века каменное строительство здесь, как и в Новгороде, на какое-то время прекратилось. Возобновляется оно с постройкой городской стены в 1309 году и Снетогорского собора в 1310–1311 годах — можно предположить, что их возвели одни и те же строители.
Образец
Пауза в монументальном строительстве поставила вопрос о путях нового церковного зодчества. В Новгороде образцом для подражания стал храм св. Ильи на Перыне, «скопированный» в Святом Николе на Липне. В Пскове такой авторитетной моделью оказался Преображенский собор Мирожского монастыря (на фото), построенный архиепископом Нифонтом в 1130–1140-х годах.


Снетогорский монастырь близ Пскова, 1665. Посольство в Московию 1664-1665
Николаас Витсен (1641–1717)
Мирожский собор скопирован на Снетной горе почти буквально: тот же вписанный крест с изолированными угловыми ячейками (с запада — двухъярусными) и тремя апсидами (притвор появился не позднее 1419 года). Схожа и скупая декорация фасадов, с закомарами и глухими арками. Однако при внимательно рассмотрении обнаруживаются и различия. И дело здесь даже не столько в чуть большем удлинении рукавов, сколько в ином использовании западных угловых ячеек: если в Мироже в них помещались отдельные приделы, то здесь в одном из них, юго-западном, была устроена лестница на хоры. Есть интересная новация и во внешнем облике здания: на барабане купола появился необычный поясок с треугольными арочками, возможно, под западным влиянием (типично псковские пояски бегунца и поребрика прибавились позже, уже в XV веке).

Фрески
Главное сокровище Снетогорского собора — его фрески, выполненные вскоре после строительства, в 1313 году. Частично сохранившиеся росписи также повторяют программу Мирожского собора: в куполе помещено Вознесение, на восточной подпружной арке — Спас на убрусе, а алтаре — два ряда Службы святителей и Евхаристия. В верхней части стен южного рукава изображена история Богородицы, начиная с Ее Рождества, которому и посвящен собор. Стены храма наверху опоясывает евангельский цикл, от Благовещения до Пятидесятницы, а по сводам идут Страсти. Всю северную стену занимает огромная сцена Успения, а западную — Страшный суд, куда неожиданно включены фигуры пророков, в том числе Моисея, проповедующего иудеям, а в аду вместе с еретиками оказался и Святополк Окаянный. На восточных стенах боковых рукавов помещены преподобные иноки, что подчеркивает монастырский характер храма.
Фрески монастыря, 1313 год.
Vash Alex kun
Судя по иконографическим и стилистическим новациям фресок, собор расписывали мастера из Византии или с Балкан. Скупой колорит снетогорских фресок, построенный на сочетании охры и белил, станет провозвестником новых живописных тенденций второй половины XIV века. Вместе с тем некоторые образы, например лица с тяжелыми квадратными подбородками в Успении, напоминают более раннюю новгородскую стенопись.

Собор Снетогорского монастыря в наши дни.
Фото: Екатерина Кобзарь
Монастырь на Снетной горе, считавшийся первым во Пскове, располагал немалыми средствами: наряду с денежными вкладами большие доходы приносила рыбная ловля. Уже в XIV веке он имел близ Псковского Крома подворье с церковью св. Иоанна Богослова (1352 года), а в Гдове — приезжий двор. Выходцы из Снетогор основали крупнейшие монастыри Псковской земли: преподобный Евфросин — Спасо-Елеазаровский, а преподобный Савва — Крыпецкий. Здесь принимали постриг князья и бояре, о чем свидетельствуют в том числе погребальные керамические плиты на стенах собора.


Украшения на барабане собора добавили в XV веке.
Фото: Екатерина Кобзарь
Собор сильно пострадал в пожаре 1493 года, после чего его пришлось обновить. В 1519 году построена трапезная церковь св. Николая, а в 1526-м — колокольня с храмом Вознесения (перестроена в XIX веке). Западная стена притвора была расписана снаружи фресками.
На рубеже XVI–XVII веков Снетогорский монастырь постигли тяжелые испытания. В 1581–1582 годах его разорили войска польского короля Стефана Батория, а фрески собора так сильно пострадали от пожара, что их пришлось забелить — расчистят их только в 1909 году. В Смутное время на него нападали казаки и поляки воеводы Лисовского, а в 1615 году обитель сделали своим штабом войска шведского короля Густава Адольфа.

Фрески собора Снетогорского монастыря. Начало XIV века.
Фото: VOSTOCK Photo
Однако в XVII веке монастырь отстроился: была сооружена ограда со Святыми вратами, к собору пристроили галерею с крыльцами, украшенными изразцами, а позднее — два придела: св. Николая и Усекновения главы св. Иоанна Предтечи. Но с начала XVIII века монастырь снова приходит в упадок, теперь из-за Северной войны. В 1710 году крупный пожар уничтожил архив. В конце столетия монастырские владения были секуляризованы, а в 1804 году обитель и вовсе упразднили. В ней была устроена загородная резиденция псковского архиерея, где жил выдающийся историк — архиепископ Евгений (Болховитинов). В 1855 году был обновлен высокий иконостас собора, уже давно сменивший оригинальную низкую алтарную преграду.

В 1920-е годы началось разорение обители: собор потерял купол, крышу и окна. В 1932–1935 годах в монастыре, превращенном в дом отдыха, была почти полностью разобрана 86-метровая колокольня. Во время войны монастырь продолжал служить домом отдыха, но только теперь — для немецких офицеров. После войны собор был отреставрирован, однако в монастырских зданиях продолжал ютиться детский дом отдыха. Лишь в 1993 году монастырь был отдан церкви, но превратился в женский. Впрочем, службы идут в трапезном Никольском храме, а в соборе продолжается реставрация фресок.