Ситцевое сердце России

Время прочтения: мин.

Иваново издавна было текстильным центром России. Бедная земля, не позволявшая выращивать зерновые культуры, отлично подходила для льна. А большое количество речек и ручьев способствовало развитию набойного дела – проточная вода необходима для промывки окрашенных полотен.

История

За несколько веков кустарные народные промыслы превратились в высокоорганизованные фабрики. А ивановские ситцы считались стоящим брендом как в дореволюционное, так и в советское время.

Уже в конце XVI – начале XVII веков Иваново становится одним из основных производителей льняных холстов. Полотна не только ткали, но и отбеливали и окрашивали, а в набойных избах украшали разнообразными рисунками.

Процесс набойки, на первый взгляд, несложный, все же требовал от мастера особой сноровки и внимания. Для каждого узора изготавливалась резная доска – манера. Мастер обмакивал манеру в краску, находящуюся в специальном ящике, дном для которого служило сукно, и отпечатывал доской рисунок на растянутой на столе ткани. Для сложных многоцветных изображений приходилось проделывать одну и ту же работу для каждого цвета. Некоторые детали дорисовывали кисточкой.

Качество узора на ткани сильно зависело от резьбы на манере. Резчики были, так сказать, элитой. Немудрено, что многие будущие ивановские предприниматели вышли из резчиков. Но к середине XIX века ручная набойка практически исчезла, на мануфактурах для печати на ситцах начали использовать особые машины – перротипы.

Сначала набойкой украшалось только льняное полотно, но уже в XVIII веке в России появились первые хлопчатобумажные ткани, и ивановские мастера стали применять эту технологию на них. Самый качественный сорт набивных тканей называли ситцами. Для их изготовления использовались тончайшие материалы, и набивались они самыми прочными заварными красками. Так появились знаменитые на весь мир ивановские ситцы.

Сатин декоративный. "Индустриализация деревни. Трактор". 1925г.

Рисунки на ивановских ситцах пришли из народной культуры. Все, что окружало мастера-набойщика, могло стать темой для узора. К концу XVII века сложился устойчивый набор орнаментов: «лапки», «елочки», «горох», «цветы». Некоторые мотивы заимствовались с тканей, привозимых из Персии и Турции. Орнаменты восточного типа – «огурцы» или «бобы», фантастические звери и птицы. «Восточный огурец» так прижился, что стал фирменным мотивом ивановских ситцев.

В конце XIX века ивановские текстильные предприятия процветают. Ивановский ситец отлично покупают по всей стране. А после участия отдельных фабрик на международных выставках ткани становятся популярны и в Европе.

Образец старинного ситца.

После Революции многое в работе текстильных фабрик изменилось. Предприятия были национализированы и сгруппированы по трестам. Рисовальные мастерские внутри трестов были объединены в одну, откуда рисунки направлялись по разным фабрикам.

Изменился не только способ организации производства, но и сам ситец. Новое явление - ивановский агитационный ситец – яркое, образное отражение эпохи великих преобразований. Изобретение агитационного рисунка для текстиля связывают с влиянием авангардных течений в живописи. «Амазонки авангарда» художницы Любовь Попова и Варвара Степанова экспериментировали с ритмом рисунка на ткани и общим геометрическим решением композиций. Введение же пропагандистской тематики приписывается учителям и ученикам ВХУТЕМАСа/ВХУТЕИНа - передового учебного заведения, готовившего художественные кадры от промышленности до театра.

Вчерашние выпускники ВХУТЕИНа шли работать в рисовальную мастерскую при тресте, где вместе со старшими коллегами занимались разработкой агитационных рисунков. Нужно было создавать новый быт с новыми тканями. Одежда, обивка мебели, занавески – все должно было призывать строить новую жизнь. В ивановском агиттекстиле художники используют не только революционную символику, но и пропагандистские лозунги, ловко вплетая их в цветочные или фигурные композиции орнамента. Электрификация, индустриализация, коллективизация, перемены в армии и спорте – новая действительность становилась сюжетами агиттекстиля.

Одной из первых агитационных работ в текстиле считается платок, выпущенный к 5-й годовщине Октябрьской революции на местной фабрике - Тейковской мануфактуре. Это была работа, в которой сложнейший многослойный орнамент обрамлял центральный рисунок, посвященный событиям революции.

Ситец "Новая Деревня". Конец 1920-х - 1931.

Сложные композиции все-таки были штучными. Ведь в 1920-х годах в стране разразился сырьевой кризис. Из-за банальной нехватки красителей появляются рисунки, называемые «перекатами». Краску нужно было экономить, поэтому узоры выполнялись в одном цвете и в очень условной графичной манере. Но даже в пределах одного цвета мастера добивались удивительной декоративной выразительности.

Агитационный текстиль выпускался до середины 1930-х гг. К этому времени желающих одеваться в платье с орнаментом из тракторов становилось все меньше. Точку в существовании агиттекстиля поставила выставка 1934 года «Брак в производстве», на которой агитационные ткани демонстрировались как бракованные. Агиттекстиль, выполнив свою миссию, стал достоянием музеев.


После завершения эпохи агиттекстиля ивановские художники вернулись к более традиционным орнаментам. А период Великой Отечественной войны вообще ставит на паузу активную разработку рисунка для ткани. Текстильные фабрики производят ткани, необходимые на фронте. Потребность в ярких тканях с принтом возродилась уже после войны, когда у художников вновь появилась возможность и, главное, желание экспериментировать с рисунком.

Работники Трехгорной мануфактуры.

Огромная коллекция тканей, произведенных в Ивановском регионе, сохранилась благодаря усилиям ивановского фабриканта Д. Г. Бурылина. Сейчас его коллекция размещена в Музее ивановского ситца, открытого в 1987 г. в родовом особняке коллекционера. Свою коллекцию ситцев Бурылин начинает собирать в конце XIX века. В 1896 году он выставляет коллекцию текстиля в Нижнем Новгороде на промышленной выставке. И вдруг все, кто занимался мануфактурой, поняли, насколько богата история русского текстиля. С того времени каждый русский промышленник почитал за честь, если Бурылин принимал его продукцию в свою коллекцию.

После Революции ивановские собиратели продолжали отбирать лучшие образцы для музейной коллекции. Сейчас в музее хранится полмиллиона образцов тканей – от первых мануфактур до позднего советского времени.



Похожие истории

Сызранская икона

Сызранская икона впитала черты, характерные для всех старообрядческих иконописных школ. В 1930-х годах иконописцев репрессировали, «сызранская манера» пресекалась. Возрождение ее началось в постсоветскую эпоху.

Антон Павлович Чехов в истории Серпухова

В 1892 году Чехов купил имение Мелихово в Серпуховском уезде. После этого он стал часто бывать в городе как по работе, так и по личным делам. Его силами в том же году в Серпухове предотвратили эпидемию холеры.

Строители заводов, строители России: Демидовы в XVIII веке

Хозяйственное освоение огромных территорий Урала и Сибири — строительство заводов, развитие ремесел и торговли, прокладка дорог — стало одним из важнейших достижений России в имперский период ее истории. Особенно большой рывок был сделан на Урале и в Приуралье, и история этого рывка в XVIII веке непредставима без рода Демидовых. 

Сообщить об ошибке
Обязательное поле
Обязательное поле
Обязательное поле
Вы помогаете нам стать лучше, спасибо!
Мы рассмотрим ваше заявление в ближайшее время!