Постконструктивизм Даниила Фридмана

Даниил Федорович Фридман (1887-1950) – автор знаменитого «Дома-корабля» в Иваново –русский и советский архитектор, один из самых изобретательных архитекторов постконструктивизма.

Государственная библиотека имени В.И. Ленина. Конкурсный проект. Перспектива с угла Моховой улицы. 1928 г.

Д.Ф. Фридман, Д. С. Марков, В.И. Фридман.

Плодотворный период его творчества пришелся на начало 1930-х годов. Для Фридмана это было время поиска новых конструктивных решений и образных форм, попыток неожиданных сочетаний классических, неоклассических и модернистских элементов в архитектуре. Как раз в 1930 году завершилось строительство новаторского «Дома-корабля» – одного из лучших примеров советского зодчества тех лет. Другие известнейшие проекты архитектора: Первая подстанция Московского метрополитена на Большой Никитской улице, типовая школа (реализованы в Дангауэровской слободе, на Русаковской улице и в других районах Москвы), «Дом Союзпушнины» в Ленинграде, Центральный универмаг в Киеве.

Родился Даниил Фридман в Одессе в 1887 году, в 1915 году окончил Московское училище живописи, ваяния и зодчества со званием архитектора. В 1920-е преподавал во ВХУТЕМАСе архитектурное проектирование, состоял в АРУ (Объединение архитекторов-урбанистов) – творческой группе Николая Ладовского, а с 1930 года возглавлял архитектурно-проектную мастерскую №5.

Уже в период учебы и в первые годы после ее окончания зодчий работал над проектированием жилых домов (в 1912 году был реализован доходный дом в Малом Казенном переулке). Одновременно Даниил Фридман активно участвовал в составе творческих коллективов в конкурсах Московского архитектурного общества: например, на здание Московского народного банка (2 премия), Торгового корпуса Общества гостиннодворцев в Нижнем Новгороде (1 премия), здания Оренбургской уездной земской управы (2 премия). Это были монументальные проекты в стиле неоклассицизма, со строгими колоннадами, изящными скульптурами и тонкими карнизами завершающих частей зданий.

Дом-корабль в Иваново

Во второй половине 1920-х годов необходимо было восстанавливать жилой фонд после потрясений гражданской войны. Даниил Фридман активно включается в этот процесс. В то же время он продолжает экспериментировать, ищет свой стиль. Проекты этого периода - а это был расцвет авангарда в СССР, совпавший с НЭПом - отличаются лаконичностью, контрастом вертикальных и горизонтальных линий (конкурсный проект Библиотеки имени Ленина), динамичностью композиции, обращением к метафоре в облике здания («Дом – корабль» в Иваново).

Проект центральной подстанции Московского метрополитена. Перспектива. 1934 г.

Д.Ф. Фридман, В. Кузьменко.

В 1930-е годы советская власть берет курс на «освоение исторического наследия». И в новых условиях карьера Даниила Фридмана складывается еще более успешно. Ведь он был одним из немногих архитекторов с дореволюционным образованием и опытом, пользовавшихся доверием компартии. Фридман возглавляет архитектурно-проектную мастерскую №5 и продолжает участвовать в крупнейших конкурсах этого периода: Наркомата тяжелой промышленности, Дома Красной Армии и Флота, театра в Ташкенте. В его мастерской выполняются конкурсные проекты Академии наук СССР, здания ТАСС и многие другие. Мастер по-прежнему придерживается принципов простоты и лаконизма, но при этом вновь обращается к архитектурному ордеру. Он привносит в необычные, подчеркнуто геометричные формы строений классические элементы: колонны, пилоны, балюстрады, карнизы.

Проект центральной подстанции Московского метрополитена. Перспектива. 1934 г.

Д.Ф. Фридман, В. Кузьменко.

Иногда сам облик спроектированного Фридманом здания «говорил» о своем предназначении. Так, в его наиболее известной постройке, Первой подстанции Московского метрополитена, соединения колонн с капителями напоминают буфера между вагонами метро. Сами колонны находятся в нишах, фасад украшен барельефом, изображающим метростроевцев. По задумке архитектора, здание должно было распространять вокруг себя свет, символизируя масштабную электрификацию страны. Для этого были сделаны вертикальные окна, свет из которых не заслоняется колоннами и далеко освещает улицу. В темное время суток это смотрелось особенно эффектно.

Проект здания Наркомтяжпрома. Москва, Зарядье. Конкурс. 2 тур. Перспектива. 1935 г.

Д.Ф. Фридман, Д. М. Коган, А. В. Власов

С конца 1930-х годов Фридман чаще ориентируется на римские образцы, например, при создании проекта «Дома Союзпушнины» в Ленинграде. В 1941-1945 годах мастер работает главным архитектором города Омска. А после войны Даниил Фридман успевает внести свой вклад в послевоенное восстановление и городское проектирование.

Колхозный дом культуры на 320 человек для средней полосы СССР. Тип 3. Конкурсный проект. Перспектива. 1936 г.

Д.Ф. Фридман.

Похожие личности

Василий Петрович Стасов

Один из представителей классицизма

Виктор Александрович Веснин

Архитектор советского авангарда

Иван Фомин

Выдающийся русский и советский архитектор, художник, искусствовед, педагог.