Палехская роспись

Славу Палеху – небольшому поселку в Ивановской области – принесло изящное искусство лаковой миниатюры на черных коробочках. Уникальный народный промысел существует уже почти 100 лет и считается наследником искусства иконописи.

История

Палех – старинный центр иконописи. Есть сведения, что село существовало уже в XV столетии и принадлежало князьям Палецким. К первой половине XVII века Палех имел развитый иконописный промысел. Дело передавалось по наследству из поколения в поколение, возникали иконописные династии. Палехские художники создавали в основном штучные дорогие иконы. Славился Палех и миниатюрными иконами, где на небольшой поверхности размещалось множество тонко прописанных композиций и образов.

Умение писать с ювелирной тщательностью было одной из основ палехского стиля. Но и крупные формы не были чужды палехским мастерам. Их охотно приглашали расписывать храмы: новгородские, ростовские, костромские, владимирские. Но вот пришел 1917 год. Новому государству иконы стали не нужны, и иконописцы остались без работы. Им надо было искать свое место в новом атеистическом искусстве. И место это очень быстро нашлось благодаря Ивану Ивановичу Голикову, иконописцу мастерской А. А. Глазунова. В Кустарном музее Москвы Голиков увидел лаковые шкатулки федоскинской артели. Художнику пришла мысль, что и палешане могли бы создавать оригинальные миниатюры на изделиях из папье-маше.


Иван Иванович Голиков

фото из открытых источников

Свою первую коробочку в так называемом «палехском стиле» Голиков расписал в 1922 году. Художник изобразил пейзаж из иллюстрации Гюстава Доре «Адам в Раю» к Библии. В 1923 году на выставке в Государственной академии художественных наук шкатулки Голикова получили признание. К мастерской Глазунова начинают присоединяться старейшие палехские мастера. А уже на следующий год художники Палеха объединяются в «Артель древней живописи». Постепенно вырабатываются стилистические особенности палехской лаковой миниатюрной живописи: яркие краски на черным фоне, плавный рисунок, обилие золота.


Адам в раю

И. И. Голиков 1922г.

Однако на первых порах крестьянские иконописцы с трудом понимали, что им писать на «советских коробках». Обращение к сюжетам из реальной жизни, кропотливое воссоздание различных сторон быта вплоть до последней детали было для художников традиционным, но от них требовали вдобавок и «сказки». Палешане начинают использовать фольклорные и исторические сюжеты, а еще прибавляют к списку тем сенокосы, уборку урожая, ударные стройки, Турксиб и достижения знатных селекционеров. 



Запад впервые увидел палехское искусство на выставке в Венеции в 1924 году, и с тех пор исправно заказывал шкатулки. Спрос на палехские изделия внутри страны был невысок, зато Палех отлично знали парижские модницы, американские коллекционеры, иностранные художники. Расписные шкатулки Палеха были настолько яркими и самобытными, что быстро заняли почетное место на главных мировых выставках. Молодая советская страна остро нуждалась в твердой валюте, поэтому основой развития промысла стал экспорт.

На предметы народного промысла возлагалась серьезная ответственность. Палехские шкатулки превращались в маленькие винтики системы идеологической борьбы - агитлак. Изображение на крышке лаковой шкатулки должно было «нести искусство в массы» и изображать строящийся мир социализма в сказочных образах.


Шкатулка Палех

1930-е годы.

Фантазия художников в придумывании сюжетов для своих работ поражает. Например, бывшему иконописцу Николаю Зиновьеву особенно удавалась «детская» тема. В 1933 году художник создал злободневную сатиру-шкатулку «Суд пионеров над Бабой-Ягой». Идет показательный суд над Лешим, Бабой-Ягой и Ведьмой. Транспарант повис над председательским столом: «Обвиняются преступники в запугивании детей. Требуем выслать преступников на незаселенные места!»


Суд пионеров над Бабой-Ягой

Николай Зиновьев

На шкатулке Александра Котухина «Вон от границ СССР» красноармеец сражается с гидрой капитализма. Сосредоточенность его взгляда говорит не о физическом противостоянии, а, скорее, о внутреннем диалоге с врагом, в данном случае — трехглавым драконом. А конь у бойца абсолютно сказочный, былинный.



На лаковых поверхностях оживали темы «Изба-читальня», «На страже революции», «Встреча Ленина на Финляндском вокзале», «Приезд специалиста на село», «Культурная смычка: от спячки к стачке», «Мандат на продразверстку», «На страже революции». Западные же покупатели очень высоко ценили миниатюры на «вечные» сюжеты. По просьбе Максима Горького палехским художникам подарили целую библиотеку художественных альбомов, в том числе с работами мастеров европейского Возрождения, откуда они могли черпать сюжеты для своих миниатюр. 

Палехские шкатулки

1930-е годы.

Максим Горький вообще сыграл огромную роль в судьбе Палеха. Стараниями писателя он не только получал заказы, но и был причислен к Художественному фонду, что давало живописцам много преимуществ. К сожалению, после смерти писателя в 1936 году художники лишились защиты. Политические репрессии не миновали Палех. Палешанам припомнили их иконописное прошлое. Многие, обвиненные в контактах с иностранцами, были репрессированы. В лагерях погиб председатель артели А. И. Зубков.

Сороковые годы и первая половина пятидесятых в Палехе и остальных центрах художественного промысла проходят под знаком послевоенного возрождения. В 1947 году бригада художников во главе с Н. М. Зиновьевым приняла участие в реставрации наружных фресок Успенского собора Московского Кремля. Палехские мастера приняли участие и в восстановлении Лакового кабинета во дворце Монплезир в Петродворце.


Фрески Успенского собора

В начале 1960-х годов возобновляются экспортные поставки художественной продукции народных промыслов. Но бум палехской росписи пришелся на период с конца 1960-х до начала 1980-х годов. А вот последние десятилетия ХХ века вновь стали для Палеха сложным временем. 


Всю историю палехского художественного творчества можно увидеть в Государственном музее Палехского искусства миниатюры. Интересно, что в создании этого музея тоже есть заслуга Максима Горького. Именно Горький советовал палешанам хранить их лучшие работы. В Артели древней живописи была создана комната образцов, которая положила начало музейной коллекции. Сейчас в коллекции музея более 7 тысяч экспонатов.



Похожие истории

Строители заводов, строители России: Демидовы в XVIII веке

Хозяйственное освоение огромных территорий Урала и Сибири — строительство заводов, развитие ремесел и торговли, прокладка дорог — стало одним из важнейших достижений России в имперский период ее истории. Особенно большой рывок был сделан на Урале и в Приуралье, и история этого рывка в XVIII веке непредставима без рода Демидовых. 

Осташков и его купцы-миллионщики

До 1770 года Осташков даже не считался городом, что не помешало этому скромному рыбацкому поселению на Селигере дать в XVIII веке несколько династий купцов первой гильдии, ворочавших миллионами.

Ситцевое сердце России

Иваново издавна было текстильным центром России, так сложилось исторически. Бедная земля, не позволявшая выращивать зерновые культуры, отлично подходила для льна.