GPS: 58.517823 , 31.285066
Противостояние между князем и горожанами, то затухавшее, то вновь обострявшееся, привело в конечном счете к событиям 1136 года: изгнанию из Новгорода внука Владимира Мономаха, князя Всеволода Мстиславича, которое дало мощный импульс республиканским тенденциям политического строя Новгорода последующих веков.
Соперничество между князьями и горожанами проявилось и в области монументального строительства. Вернув себе новгородское княжение в 1095 году, Мстислав Великий, сын Владимира Мономаха, решает прославить свою власть строительством каменных церквей. Для этого он приглашает из южной Руси мастеров, которые, возможно, работали до этого на заказах его отца в Суздале и Смоленске в 1101–1102 годах. Эти строители принесли с собой новую архитектурную моду, которая ориентировалась на построенный греческими мастерами в 1073 году Успенский собор Печерского монастыря в Киеве. Его план — с четырьмя крестчатыми столпами, перегородками между восточными ячейками и двухъярусным нартексом — стал воспроизводиться в княжеских постройках Новгорода.
Николо-Дворищенский собор на Ярославовом дворище.
Фото: Екатерина Кобзарь
Первым делом Мстислав в 1103 году возвел храм Благовещения в своей загородной резиденции — Городище, в честь рождения своего первенца Всеволода (во крещении — Гавриила). А поскольку построенный его прадедом Ярославом Мудрым Софийский собор оказался в полной власти новгородского архиерея, Мстислав решает возвести собственный храм напротив, на правом берегу Волхова, у городского дворца князя — на Ярославовом дворище, которое одновременно было главным центром торговли в Новгороде. Церковь была посвящена святителю Николаю Мирликийскому, чье почитание на Руси усилилось после перенесения его мощей в город Бари (Италия) в 1083 году.
Строительство Николо-Дворищенского собора началось в 1113 году (возможно, после победы над чудью на Бору), когда большую часть деревянного города уничтожил пожар. Однако через четыре года Владимир Мономах перевел сына на юг, в Белгород (современное село Белгородка в Киевской области Украины), и строительство, очевидно, приостановилось.
Отношения сына Мстислава, Всеволода, с новгородцами были сложными, так что в 1136 году он был изгнан из города, а княжить пригласили из Чернигова князя Святослава Ольговича, при котором храм и был наконец освящен — 5 декабря, в канун памяти святого Николая. В том же году Святослава обвенчали в этом храме его священники, так как архиепископ Нифонт не благословил этот брак (вероятно, по причине близкого свойства жениха и невесты, что было запрещено церковными нормами).
Это трехнефное трехапсидное крестовокупольное здание по площади уступает Софийскому собору, но по высоте вполне сопоставимо с ним — перед мастерами явно стояла задача создать выделяющуюся архитектурную доминанту. В архитектуре храма заметно следование киевской моде: фасады делятся по горизонтали ярусами окон и ниш со ступенчатым профилем, а по вертикали — лопатками на прясла, завершенные закомарами, то есть полукруглыми формами, повторяющими внутренние очертания прилегающих сводов.
В отличие от других княжеских храмов Новгорода, у него не один, а пять куполов: в этом он подражает то ли Святой Софии Киевской, то ли Успенскому собору Печерского монастыря, то ли даже какому-то престижному византийскому образцу. На хоры-«полати» поднимались не по лестничной башне, а, очевидно, по переходу из соседнего дворца, хотя раскопки 2007 года к югу от церкви его следов не обнаружили, — впрочем, уже вскоре в храме была сооружена винтовая лестница. И хотя сейчас собор врос в землю на два с лишним метра, а внутри в XVI веке был устроен подвал-подцерковье, вертикальность храма по-прежнему ощутима.
Деталь собора.
Фото: Екатерина Кобзарь
Впрочем, благодаря подцерковью сохранились остатки фресок, некогда полностью украшавших собор. На восточной, южной и отчасти западной стенах нартекса видны остатки обширной и развернутой композиции Страшного суда. Наряду с фреской на ту же тему киевского Выдубицкого монастыря, это старейший образец данного сюжета в древнерусском искусстве. Лучше всего сохранились изображения мучений блудниц, обвитых змеями, и грешников, тонущих в потоке огня.
В юго-западном углу представлен закованный в цепи Сатана на змее, его фигура разделена пополам вертикалью угла здания. Этот специфический прием как бы выталкивает Сатану за пределы пространства церкви. Такое буквальное отражение сакрального смысла станет позже характерным для новгородской художественной традиции.
На другой части западной стены представлены две сцены — «Богатый в аду» и «Праведный Иов на гноище». Противопоставлены два библейских персонажа — с одной стороны, грешный и жадный богач, пожалевший хлеба для нищего прокаженного Лазаря, оказавшийся в аду и вынужденный созерцать того на Лоне Авраамовом; с другой — богатый, счастливый и удачливый Иов, подвергнувшийся тяжким испытаниям, лишившийся богатств, потерявший детей и заболевший проказой, но вознагражденный Богом за свою веру. Жена протягивает Иову пищу на лопатке, отворачивая голову от зловония его язв. Очевидный смысл этого сопоставления — призыв к смирению и покаянию.
В алтаре сохранились фрески со святыми епископами и Лазарем Четверодневным в проеме арки между алтарем и дьяконником. Лазарь был воскрешен Христом на четвертый день после смерти, а позже, по преданию, стал первым епископом Кипра. Изображения святого Лазаря очень редки — не исключено, что таким образом Мстислав Великий хотел помянуть в Новгороде своего духовника, киевского архимандрита Лазаря, настоятеля Выдубицкого монастыря, скончавшегося незадолго до создания декорации Николо-Дворищенского собора.
Язык фресок отличается монументальностью и обобщенностью форм. В то же время исполнительская манера свободна и непосредственна, что характерно для молодой художественной традиции Новгорода.
Деталь интерьера собора.
Фото: VOSTOCK Photo
В республиканском Новгорода пространство рядом с Никольской церковью на Дворище стало местом, где горожане чаще всего собирались на вече — народное собрание, главный орган власти Новгородской республики. Здесь кипели страсти, выступали и спорили ораторы, здесь билось сердце политической жизни древнего Новгорода. Здесь, рядом с Никольской церковью, новгородцы избирали всех своих главных светских должностных лиц: посадников и тысяцких.
Впрочем, ученые до сих пор спорят, где именно находилась вечевая площадь — с западной или с южной стороны от храма), а археологические раскопки четкого результата не дали.
В XVI веке в храме было освящено несколько престолов, и он стал именоваться собором, занимая третье по почету место после Софийского и Знаменского. В 1747 году храм был отремонтирован и украшен резным золоченым иконостасом, но к концу века из-за отсутствия прихожан пришел в упадок. В 1810 году с запада и севера от церкви появляются пристройки с теплыми приделами, в 1836–1847 годах устраивается чугунный пол и производится полная роспись собора, а в 1854 году устанавливается новый иконостас (иконы из старых иконостасов находятся в Новгородском музее). Наконец, в 1913 году собор был отремонтирован к своему 800-летию, совпавшему с 300-летием дома Романовых.
В 1933 году собор стал действовать одновременно как храм и как музей. Во время Второй мировой войны здесь была казарма, а кровля здания пострадала от артиллерийских обстрелов. В 1945 году храм вернули церкви, но в 1962 году, во время очередных гонений на Церковь, он был закрыт и передан музею. После раскопок в 1994–1999 годах храм был отреставрирован при содействии Ганзейского союза Нового времени. Благодаря уникальному проекту реставрации и международному сотрудничеству древний храм в значительной степени обрел свой первоначальный облик.
Мечеть «Мунира» отличается эклектичностью, так как выполнена в трех архитектурных стилях — турецком, самаркандском, арабском. Она построена в форме небесного свода в 2009 году на средства меценатов.
Символ доблестного кубанского казачества 19 века — Войсковой собор, воссозданный в 2003 году, ранее хранил в себе множество реликвий. Сейчас здесь хранятся частицы мощей святого Александра Невского.
История Покровской церкви восходит к середине XIX века. Со временем ее стены стали тесны для прихожан, церковь решили перестроить в камне. После революции храм закрыли, церковь вернули верующим в 1998 году.