GPS: 58.387069 , 33.903970
До начала XX века сообщение между частями города зимой производилось по льду, а летом возводился деревянный мост и действовала паромная переправа. Со второй половины XIX столетия транспортные проблемы стали неуклонно нарастать. На переправе возникали огромные очереди, случались драки. Было принято решение соорудить постоянный мост, и разработку проекта в 1893 году городская управа доверила профессору Института путей сообщения Николаю Белелюбскому.
Изготовлением конструкций моста занималось Товарищество Московского металлического завода. В спешке не обходилось без нарушений. Член строительной комиссии П. А. Кисель обратил внимание на то, что покраска моста шла прямо по ржавчине, и предложил заводу сначала снять ржавчину. На это инженер получил предложение не лезть не в свое дело, причем в грубой форме. Только вмешательство Белелюбского заставило руководство московского завода изменить отношение к делу.
Мост Белелюбского в начале XX века.
Фото: Новгородский музей-заповедник
Темпы работ были таковы, что за неделю с 19 по 25 декабря 1904 года семеро клепальщиков поставили 2725 заклепок, а семеро сверловщиков вручную рассверлили 715 отверстий. К 1 февраля 1905 года строение моста было окончательно собрано и утверждено на опорах.
Мост Белелюбского.
Фото: открытые источники
Начались испытания моста. Сначала проезжую часть на несколько часов покрыли полуметровым слоем песка весом в 28 тыс. пудов (460 тонн). На другой день по мосту трижды промчался пожарный обоз (также груженый песком) — шагом, галопом и рысью. 6 февраля 1905 года мост Белелюбского был торжественно открыт. Кстати, при испытаниях в 2008 году мост показал все ту же надежность, несмотря на многочисленные повреждения металла. Автомобильное движение по нему было перекрыто только в 2006 году, с тех пор мост стал пешеходным.
Считается, что Каменный мост через Березуйский овраг возвели в 1770-е годы. Это один из самых старых и красивых мостов России: его мощная конструкция держится на 15 каменных арках, высота достигает 23,5 метра.
Мост «Факел» — одна из знаковых достопримечательностей Салехарда. В стойках пилона расположены лестницы и лифты, ведущие к ресторану на вершине. Недалеко от моста расположена скульптура северного оленя.
В центре города Острова можно видеть пару уникальных цепных транспортных мостов 1850-х годов. Это единственное сооружение такого рода в России