Мост Белелюбского

Новгородская обл., Боровичи

GPS: 58.387069 , 33.903970

Город Боровичи возник в 1770 году по указу императрицы Екатерины II на крутых берегах реки Мсты. По Мсте издавна шел торговый путь «из варяг в арабы», соединявший Балтику с Каспием. Позднее, в XVIII — первой половине XIX века, Мста являлась важнейшей частью Вышневолоцкой водной системы, связавшей новую столицу России, Петербург, с остальной страной. Боровичи славились своими лоцманами, проводившими суда по опасным мстинским порогам.

История строительства

До начала XX века сообщение между частями города зимой производилось по льду, а летом возводился деревянный мост и действовала паромная переправа. Со второй половины XIX столетия транспортные проблемы стали неуклонно нарастать. На переправе возникали огромные очереди, случались драки. Было принято решение соорудить постоянный мост, и разработку проекта в 1893 году городская управа доверила профессору Института путей сообщения Николаю Белелюбскому.

Изготовлением конструкций моста занималось Товарищество Московского металлического завода. В спешке не обходилось без нарушений. Член строительной комиссии П. А. Кисель обратил внимание на то, что покраска моста шла прямо по ржавчине, и предложил заводу сначала снять ржавчину. На это инженер получил предложение не лезть не в свое дело, причем в грубой форме. Только вмешательство Белелюбского заставило руководство московского завода изменить отношение к делу.

Мост Белелюбского в начале XX века.

Фото: Новгородский музей-заповедник

Темпы работ были таковы, что за неделю с 19 по 25 декабря 1904 года семеро клепальщиков поставили 2725 заклепок, а семеро сверловщиков вручную рассверлили 715 отверстий. К 1 февраля 1905 года строение моста было окончательно собрано и утверждено на опорах.

Мост Белелюбского.

Фото: открытые источники

Начались испытания моста. Сначала проезжую часть на несколько часов покрыли полуметровым слоем песка весом в 28 тыс. пудов (460 тонн). На другой день по мосту трижды промчался пожарный обоз (также груженый песком) — шагом, галопом и рысью. 6 февраля 1905 года мост Белелюбского был торжественно открыт. Кстати, при испытаниях в 2008 году мост показал все ту же надежность, несмотря на многочисленные повреждения металла. Автомобильное движение по нему было перекрыто только в 2006 году, с тех пор мост стал пешеходным.



Похожие места

Веребьинский мост

Одним из самых сложных инженерных сооружений на магистрали был девятипролетный деревянный мост через Веребьинский овраг. Спроектированная инженером Дмитрием Журавским железнодорожная переправа стала самой длинной на тот момент в России

Цепные мосты через реку Великую

В центре города Острова можно видеть пару уникальных цепных транспортных мостов 1850-х годов. Это единственное сооружение такого рода в России