Мост Белелюбского

Новгородская обл., Боровичи

GPS: 58.387069 , 33.903970

Город Боровичи возник в 1770 году по указу императрицы Екатерины II на крутых берегах реки Мсты. По Мсте издавна шел торговый путь «из варяг в арабы», соединявший Балтику с Каспием. Позднее, в XVIII — первой половине XIX века, Мста являлась важнейшей частью Вышневолоцкой водной системы, связавшей новую столицу России, Петербург, с остальной страной. Боровичи славились своими лоцманами, проводившими суда по опасным мстинским порогам.

История строительства

До начала XX века сообщение между частями города зимой производилось по льду, а летом возводился деревянный мост и действовала паромная переправа. Со второй половины XIX столетия транспортные проблемы стали неуклонно нарастать. На переправе возникали огромные очереди, случались драки. Было принято решение соорудить постоянный мост, и разработку проекта в 1893 году городская управа доверила профессору Института путей сообщения Николаю Белелюбскому.

Изготовлением конструкций моста занималось Товарищество Московского металлического завода. В спешке не обходилось без нарушений. Член строительной комиссии П. А. Кисель обратил внимание на то, что покраска моста шла прямо по ржавчине, и предложил заводу сначала снять ржавчину. На это инженер получил предложение не лезть не в свое дело, причем в грубой форме. Только вмешательство Белелюбского заставило руководство московского завода изменить отношение к делу.

Мост Белелюбского в начале XX века.

Фото: Новгородский музей-заповедник

Темпы работ были таковы, что за неделю с 19 по 25 декабря 1904 года семеро клепальщиков поставили 2725 заклепок, а семеро сверловщиков вручную рассверлили 715 отверстий. К 1 февраля 1905 года строение моста было окончательно собрано и утверждено на опорах.

Мост Белелюбского.

Фото: открытые источники

Начались испытания моста. Сначала проезжую часть на несколько часов покрыли полуметровым слоем песка весом в 28 тыс. пудов (460 тонн). На другой день по мосту трижды промчался пожарный обоз (также груженый песком) — шагом, галопом и рысью. 6 февраля 1905 года мост Белелюбского был торжественно открыт. Кстати, при испытаниях в 2008 году мост показал все ту же надежность, несмотря на многочисленные повреждения металла. Автомобильное движение по нему было перекрыто только в 2006 году, с тех пор мост стал пешеходным.



Похожие места

Цепные мосты через реку Великую

В центре города Острова можно видеть пару уникальных цепных транспортных мостов 1850-х годов. Это единственное сооружение такого рода в России

Веребьинский мост

Одним из самых сложных инженерных сооружений на магистрали был девятипролетный деревянный мост через Веребьинский овраг. Спроектированная инженером Дмитрием Журавским железнодорожная переправа стала самой длинной на тот момент в России