С именем Андрея Боголюбского (1120-е — 1174) связывают возвышение Владимиро-Суздальского княжества. Сын Юрия Долгорукого, он еще при жизни отца получил Владимир, а позже и Ростов с Суздалем. Его мечты о верховенстве Владимира над Киевом и об учреждении в этом городе, который Андрей сделал своей столицей, независимой от Киева митрополии, стали одной из причин возведения в 1158–1160 годах владимирского Успенского собора.
Одновременно неподалеку от Владимира князь строит для себя укрепленную резиденцию Боголюбый (Боголюбов), по названию которой и сам был впоследствии прозван Боголюбским. В этом замке его и убили в ночь на 30 июня 1174 года. Непосредственным поводом к заговору стала казнь одного из бояр Кучковичей: «Сегодня казнил его, а завтра казнит нас — давайте сами позаботимся об этом князе». Взломав дверь, убийцы накинулись на Андрея. Обороняться князю было нечем: его меч, который когда-то принадлежал святому князю Борису, заранее вынес из спальни ключник Амбал Ясин. Смертельно израненный Андрей дополз до сеней, но заговорщики, не обнаружив тела в спальне, настигли князя и добили его. Отличился Кучков зять Петр Иванкович, который перерубил Андрею левую руку. Брошенное в огороде тело подобрал слуга Козьма и отнес в церковь. Прошло более недели, прежде чем князь был все-таки погребен в Успенском соборе. А его убийц наказание настигло лишь через несколько лет, когда во Владимире сумел утвердиться брат Андрея, Всеволод Большое Гнездо.
Убийство Андрея Боголюбского. Миниатюра из Радзивилловской летописи. XV век.
Фото: VOSTOCK Photo
В 1701 году мученик-страстотерпец благоверный князь Андрей Боголюбский был причислен к лику святых, а его мощи — помещены в раку для поклонения во владимирском Успенском соборе. В 1919 году рака была вскрыта и описана, также было произведено врачебное исследование останков. В 1930 году мощи стали основным экспонатом антирелигиозного отдела Владимирского исторического музея.
В 1934 году останки Боголюбского были исследованы в рентгеноантропологической лаборатории в Ленинграде. Обстоятельства его гибели, известные по летописи, удалось подтвердить научными методами. Год спустя мощи вернулись в музей, но в 1939 году череп князя снова вывезли — на этот раз в Москву, для реконструкции облика, которую сделал известный скульптор-антрополог Михаил Герасимов, а затем поддержал и ленинградский антрополог Вульф Гинзбург. Зная, что мать Андрея была половчанкой, ученые предположили в его внешности монголоидные черты: тогда считалось, что половцы были монголоидами. Это отразил и созданный Герасимовым скульптурный портрет князя. Новые исследования 2000-х годов, однако, установили, что череп Андрея Боголюбского нельзя отнести к монголоидному типу — внешность князя была типично среднеевропейской.
Время создания иконы неясно, современная гипотеза указывает на рубеж XV–XVI веков. Доподлинно известно, что икона написана в Москве в период работы Дионисия. В Чебоксары ее привез архиепископ Гурий в 1555 году.
Единственным из четырех чудотворных образов, бывших в Саранске и сохранившихся до наших дней, является Владимирская икона конца XVII века. С 1940-х годов она хранится в Иоанно-Богословском храме.
Легендарная «Троица» Андрея Рублева написана в 1411 году для иконостаса Троицкого собора Троице-Сергиева монастыря. За годы иконное письмо неоднократно темнело и поновлялось красками.