Псков, Мирожская наб., 2
GPS: 57.806765 , 28.328531
Псковский монастырь у впадения речки Мирожи в реку Великую возник между 1131 и 1153 годами, в правление новгородского архиепископа Нифонта. Со временем он стал настоящим культурным центром средневекового Пскова.

Общий вид Мирожского монастыря со стороны реки Мирожки.
Фото: Екатерина Кобзарь
В некрологе Нифонта в Новгородской Первой летописи и упоминается созданная им в «Пльскове святого Спаса церковь… каменна». Храм строили, скорее всего, те же новгородские мастера, что возвели в Пскове собор Ивановского монастыря, но сам тип здания здесь совсем иной.

Мирожский монастырь на открытке. 1908–1909 год.
Фото: VOSTOCK Photo
Посвященный Преображению Спаса собор Мирожского монастыря представляет тип храма, уникальный для Древней Руси, но обычный для византийского зодчества. Купол собора опирается не на столпы, а на стены изолированных угловых ячеек здания. Изначально эти ячейки были ниже центрального крестообразного объема храма, но, как показывают последние реставрационные исследования, уже в ходе строительства с западной стороны они были надстроены. В результате над ними появились две слабо освещенные комнатки, между которыми были перекинуты деревянные хоры. Проход на них шел, вероятно, из древнего нартекса, находившегося на месте нынешнего притвора XVI века.

Мирожский монастырь во время войны.
Фото: VOSTOCK Photo
Такая необычная композиция храма была вызвана, очевидно, желанием Нифонта создать как можно больше приделов с собственными алтарями. На это указывает тематика их росписей. В северо-западном приделе мы видим цикл «Деяний апостолов» и «Мученичества святого Климента», которому, вероятно, придел и был посвящен и которому Нифонт вскоре, в 1153 году, воздвиг храм в Старой Ладоге. Юго-западный придел был посвящен Богородице — возможно, Ее Рождеству, судя по циклу росписей из жизни Девы Марии, в том числе из ее детства, основанному на апокрифическом «Протоевангелии Иакова». Северо-восточный придел (сохранился его престол) украшает фресковый цикл Иоанна Предтечи, а юго-восточный — архангела Михаила.

Преображение Господне. Фреска в Спасо-Преображенском соборе. XII век.
Фото: Сергей Афанасьев / Фотобанк Лори

Плавание апостола Павла. Фреска в Спасо-Преображенском соборе. XII век.
Фото: VOSTOCK Photo
Уникальная по сохранности (лишь немного поновленная в конце XIX века) роспись основного объема храма напрямую связана с тематикой споров о Христе, которые сотрясали Константинополь в середине XII века и о которых, очевидно, был хорошо осведомлен Нифонт, сам, возможно, происходивший из Византии. Роспись эта построена вокруг так называемой христологической оси, демонстрирующей различные аспекты божества и человечества Иисуса Христа. В куполе, вместо обычного для того времени Вседержителя, мы видим более архаичную композицию Вознесения, прямо отсылающую к древней идее купола как образа неба. Притом композиция эта здесь имеет не исторический, а символический характер: в рядах фигур апостолы и Богородица перемежаются с ангелами и Иоанном Предтечей. Над восточной и западной подпружными арками, друг напротив друга, помещены нерукотворные образы Христа: Спас на убрусе (плате) и Спас на чрепии (черепице), — именно на таких местах эти величайшие реликвии размещались в Фаросском храме Большого императорского дворца в Константинополе. В самой восточной арке изображен Христос-Эммануил в виде отрока, а за ним, на своде восточного рукава, — Преображение с Христом во славе — этому празднику и был посвящен храм. Ниже, в конхе апсиды представлен Деисус: Богородица и Иоанн Предтеча перед Христом на троне, причем над головой Спасителя помещено еще и изображение Престола уготованного — символа ожидания второго пришествия Христа. Наконец, еще ниже, над престолом храма, изображено Причащение апостолов.

Спасский собор Мирожского монастыря в наши дни.
Фото: Екатерина Кобзарь
По сторонам от христологической оси разворачиваются остальные события евангельской истории. Необычно много сцен чудес и исцелений Иисуса, очень выразителен цикл страстей Христовых. По сторонам от апсиды, у которой была низкая алтарная преграда, изображена Богоматерь, которая ходатайствует за человечество перед Сыном.

Звонница Спасского собора.
Фото: Екатерина Кобзарь
Мирожский монастырь был одним из культурных центров Пскова. Здесь писались иконы, переписывались рукописи. Не миновали обитель и несчастья: так, в 1299 году ливонские рыцари сожгли монастырь и убили его настоятеля Василия, чьи мощи вместе с останками первого мирожского игумена Авраамия покоятся, по преданию, под полом алтаря. В 1581 году польский король Стефан Баторий стрелял отсюда из пушек по Пскову. Но, несмотря на все невзгоды, обитель восстанавливалась и богатела. В ней хранились древняя утварь (например, чаша и посох Нифонта почитавшегося со времен Ивана Грозного в числе святителей) и иконы, в том числе чудотворная Богородица Оранта с предстоящими князем Довмонтом и его супругой. Монастырю принадлежала вся пойма реки Мирожи со множеством хозяйственных построек.

Братский корпус (конец XVIII — XIX век) и Стефановская церковь (XVII век).
Фото: Екатерина Кобзарь
Однако в ходе екатерининской секуляризации обитель лишилась большинства земель и пришла в упадок. В 1889 году В. В. Суслов открыл росписи собора и в нем начались реставрационные работы, которые продолжаются и по сей день. После 1917 года этот уникальный памятник культуры удалось сохранить, превратив в музейный объект. А с 1994 года в Мироже соседствуют музей и монастырь, в котором много лет настоятелем был знаменитый современный иконописец о. Зинон (Теодор), создавший здесь международную иконописную школу.

Спасо-Преображенский собор Мирожского монастыря.
Фото: VOSTOCK Photo