В начале Великой Отечественной из Псковского музея успели эвакуировать только самые ценные экспонаты, в том числе меч Довмонта.
Фото: VOSTOCK Photo
Этот метровый клинок мог не только рубить, но и проникать сквозь пластинчатую броню доспехов. Рукоять его обвита серебряной проволокой, а навершие украшено серебром с позолотой. На клинке стоит клеймо с изображением волка — таким помечали свои изделия мастера из города Пассау в Южной Германии.
В 1263 году правитель Нальшанской земли в Литве князь Довмонт, мстя за посягательство на свою жену, убивает литовского великого князя Миндовга и двух его сыновей. Вскоре, утратив союзников и проиграв в начавшихся междоусобицах сыну Миндовга Войшелку, Довмонт был вынужден бежать с дружиной в Псков. Псковичи приняли его и, после того как Довмонт крестился по православному обряду (приняв имя Тимофей), посадили у себя на княжение.
Мирожская икона Божией Матери. Пресвятой Богородице предстоят псковские святые: справа ‒ святой благоверный князь Довмонт-Тимофей, слева ‒ его супруга, преподобная Марфа, в миру Мария Дмитриевна.
Первые успешные походы его были направлены против давнего недруга — Герденя, с которым Довмонт боролся за власть еще в Литве. Затем он вместе с русскими князьями принимает участие в знаменитой Раковорской битве, а в 1269 году наносит еще одно поражение ливонским рыцарям. В связи с этими событиями в летописной «Повести о Довмонте» появляется и упоминание о княжеском клинке: «И положивъ мечь свои пред олтаремъ господнимъ, пад, моляся много со слезами… Взем мечь игуменъ Сидор, и весь ереискии чинъ, препоясавше и мечем, благословивше и отпустиша». После этого Довмонт вывел свою рать на подошедшее к городу орденское войско, обратил рыцарей в бегство и даже ранил в лицо магистра Отто фон Лаутенберга.
Битва князя Довмонта с ливонцами. Миниатюра из Лицевого летописного свода
Неизменно удачные походы, укрепившие псковскую независимость от Новгорода, сделали князя почитаемым псковичами. После кончины в 1299 году Довмонта торжественно погребают в Троицком соборе. По преданию, на гробницу положили и меч князя. Со временем Довмонта начинают чтить как святого покровителя Пскова, благодаря молитвам и чудесам которого псковичи одерживают победы над врагами; с именем князя связывали они и церковь святого Тимофея «в Довмантове стене».
С ростом почитания Довмонта в числе псковских реликвий оказался и приписываемый ему меч. Этим клинком, как представляется, псковичи благословляли князей, принятых на службу городу. Во всяком случае, так вспоминает Воскресенская летопись о чествовании князя Юрия Васильевича, сына Василия II Темного, в 1460 году: «…и посадиша его на столе в святой Троице и даша меч в руце его князя Довманта».
Меч в руках князя чеканился на псковских деньгах, на печатях, а затем появился и на миниатюрах и иконах, изображающих Довмонта. Позже меч как символ исторической славы участвовал в крестных ходах: весеннем — в память освобождения Пскова от осады польского короля Стефана Батория, и осеннем — в память об избавлении от наполеоновских войск. После революции 1917 года меч из собора перенесли в музей. А пределы Пскова меч Довмонта покинул лишь единожды — в годы Великой Отечественной войны.
Парадная сабля Александра I, переданная Войску в знак «особой благосклонности» к нему императора его младшим братом Николаем I.
По мнению ученого Анатолия Кирпичникова, шлем этот стал «одним из первых предметов, с которых началось изучение не только оружия, но и вообще русских древностей»
Для регалий и реликвий Кубанского казачьего войска выделена отдельная экспозиция в краснодарском музее-заповеднике имени Е.Д. Фелицына. Здесь выставлены Высочайшие грамоты, знамена казачьих подразделений, искусно выполненные изделия из серебра.