Коневский Рождество-Богородичный монастырь

Ленинградская область, остров Коневец

GPS: 60.848701 , 30.583657

Один из самых известных островных монастырей на Ладоге, Коневский, славился своими насельниками (в том числе старцем Зосимой, послужившим прототипом героя «Братьев Карамазовых») и чудотворной Коневской иконой, которую монахи увезли в Финляндию после советско-финской войны, когда эти места отошли к Советскому Союзу.

Небольшой остров Коневец в западной части Ладожского озера получил свое название по Конь-камню — гигантскому, весом более 750 тонн, валуну, формой напоминающему лошадиный череп. В средневековье на острове находилось святилище карелов-язычников.

Арсений Коневский

Основателем обители стал в 1393 году преподобный Арсений Коневский. Проведя три года на святой горе Афон, этот уроженец Новгорода вернулся на родину и заложил на Коневце монастырь, главной святыней которого стала привезенная им с Афона икона Пресвятой Богородицы, впоследствии получившая название Коневской.

В 1610-х годах остров захватили шведы — к тому времени здесь существовал собор конца XVI века, который за столетие шведского владычества будет разрушен. Строительство на острове возобновилось только после его возвращения России в ходе Северной войны. В 1719 году возводится храм во имя святителя Николая Чудотворца. Первые десятилетия обитель подчинялась новгородскому Деревяницкому монастырю, и только в середине века по распоряжению императрицы Елизаветы обрела самостоятельность.

В конце XVIII века на острове подвизался старец Зосима (Верховский), один из прототипов старца Зосимы в романе «Братья Карамазовы». Благодаря Зосиме, иеромонаху Сильвестру (Петрову) и Василиску (Гаврилову) на рубеже XVIII–XIX веков Коневец становится важным центром старчества. Коневцу и Валааму Н. С. Лесков посвятит впоследствии очерк «Монашеские острова на Ладожском озере».

Остров Коневец и монастырь с высоты птичьего полета.

Фото: VOSTOCK Photo

До начала XIX столетия почти все здания монастыря были деревянными. По проектам иермонаха Илариона их перестраивают в камне в классицистическом духе. К 1815 году на острове появляются собор Рождества Пресвятой Богородицы, колокольня, храм во имя святителя Николая Чудотворца. В середине века ряд корпусов обители был надстроен по проекту архитектора Алексея Горностаева.

После революции монастырь оказался на территории независимой Финляндии и продолжал действовать. После начала советско-финской войны монахи были эвакуированы в Финляндию вместе с чудотворной Коневской иконой. На короткий период с 1941 по 1944 год братия возвращалась на остров — окончательно монахи покинули его в августе 1944 года, найдя впоследствии пристанище в Ново-Валаамском монастыре в Папинниеми, где и хранится сейчас Коневская икона.

Монахи Коневского монастыря в зоне финской оккупации. 1942.

Фото: VOSTOCK Photo

Реставрация

Остров же почти полвека находился в распоряжении военных, пока в 1991 году монастырь не вернули Санкт-Петербургской епархии. За прошедшие три десятилетия были проведены значительные восстановительные работы. Полностью реконструированы собор Рождества Пресвятой Богородицы, храм во имя святителя Николая Чудотворца. В 2020 году завершены реставрационные работы в храме во имя преподобного Арсения.

Монастырская ограда и собор Рождества Пресвятой Богородицы.

Фото: VOSTOCK Photo


Похожие места

Усадьба Дюрингера и Магазин братьев Куражёвых

На рубеже XIX и XX веков практически всю Европу, Россию и США захватил стиль модерн. Модные архитекторы стали заменять четкие геометрические формы сглаженными и плавными линиями, отказывались от симметрии.

Староладожский Успенский монастырь

Свято-Успенский монастырь вырос на мысу у впадения в Волхов исчезнувшего ручья Грубица вокруг домонгольского храма Успения Пресвятой Богородицы — древнейшей сохранившейся каменной постройки Ладоги

Дом-подкова, крепость ОГПУ

Подкова – символ счастья и удачи. Неизвестно, приносит ли удачу жильцам Дом-подкова, но внимание он привлекает однозначно. Дом был построен для чекистов – работников ОГПУ