Иваново-Вознесенский политехнический институт

«Не было бы счастья, да несчастье помогло».

История

Начало Первой мировой войны заложило «первый кирпич» в создание Иваново-Вознесенского политехнического института. В 1915 году, когда возникла угроза оккупации Прибалтики, из Риги в Москву был эвакуирован политехнический институт. После революции 1917 года финансирование института прекратилось, и Наркомат просвещения РСФСР предложил РПИ не проводить занятия. В связи с этим возник вопрос о возвращении института в Ригу или о переводе его в другой город.

В то же время, несмотря на огромные трудности, руководство вновь созданной Иваново-Вознесенской губернии продолжало уделять внимание вопросам культуры в городе. Известный деятель, журналист Иван Власов, узнал о непростой судьбе Рижского политехнического института, которая и навела его на мысль о том, чтобы перевести РПИ в Иваново-Вознесенск. Михаил Фрунзе эту идею оценил, и в августе 1918 года Владимир Ленин подписал постановление СНК РСФСР «Об учреждении Иваново-Вознесенского политехнического института».



Красный командар

Михаил Фрунзе 1919 год

Студентам Рижского политехнического института предоставлялось право продолжить образование во вновь созданном ИВПИ. Это было первое учебное заведение, открытое в стране после революции, и первый вуз в Иваново-Вознесенске. С начала своего существования Иваново-Вознесенский политехнический институт насчитывал шесть факультетов: химический, инженерно-строительный, прядильно-ткацкий, сельскохозяйственный, социально-экономический и факультет фабрично-заводских механизмов. В первые годы в вузе учились все желающие. Но вскоре многие ушли на фронт гражданской войны, кто-то оставил учебу из-за нестабильного материального положения, третьи просто не справились с нагрузкой. С 1918 по 1923 годы из стен ИВПИ вышло не так много специалистов, в основном это были бывшие студенты Рижского политехнического института. Регулярные выпуски начались лишь с 1925 года


Ты записался добровольцем?

автор Дмитрий Моор 1920 г.

Своего здания у вуза тогда не было, и занятия проводились в разных районах города в приспособленных помещениях. Поэтому и был поставлен вопрос о строительстве комплекса учебных корпусов. В 1927 году стартовал всесоюзный архитектурный конкурс на строительство комплекса зданий ИВПИ, победителем которого стал архитектор Иван Фомин. Он предложил возвести комплекс в стиле пролетарской классики - «красной дорики» (колонна-столб без базы, капители и энтазиса, либо пилястра с каннелюрами). Новый стиль Фомина отдалённо напоминал образцы немецкой архитектуры веркбунда начала XX века, например, работы Х. Тессенова и П. Бёренса.



Плакат выставки Немецкий Веркбунд Кёльн. 1914 г.

ХимФак. Главный фасад.

Чертеж № 3

Строительство ансамбля ИВПИ велось в 1928–1937 гг. специально организованным проектно-строительным бюро под руководством местного архитектора А. И. Панова. По проекту Фомина возвели только четыре здания в единой стилистике: главный корпус (ныне Текстильный институт им. М. В. Фрунзе), химический факультет (Химико-технологический институт), рабфак (аудиторный корпус), библиотека. Все они имеют свободную асимметричную планировку и сходный декор фасадов. 


Иван Фомин

Иван Александрович Фомин (1872 –1936) – русский и советский архитектор, преподаватель, историк архитектуры. Отец архитектора Игоря Фомина (1904—1989) и художника-графика Ираиды Фоминой (1906—1964).

Начав работу в стиле модерн, в начале 1910-x годов Фомин стал ведущим мастером петербургской неоклассической школы. В 1920-х годах разрабатывал теорию и практику «пролетарской классики» и стал одним из основателей советского монументального классицизма.

Иваново-Вознесенский политехнический институт, проект.

Крупные трёхэтажные объёмы главного корпуса и химического факультета с расположенной между ними небольшой библиотекой находятся на западной стороне улицы Энгельса с отступом от красной линии, занимая три квартала. Напротив по красной линии стоит рабфак.


План корпусов ИВПИ

Главный корпус


Главный корпус (1928–1937) самый крупный из всех, имеет сложную ступенчатую конфигурацию. Его крылья как бы охватывают двор. Парадный вход выделен портиком-лоджией с фронтоном, где помещено название института. Две центральные колонны каннелированы, а на флангах расположены необычные тройные гладкие колонны, слепленные воедино. Торцы крыльев также отмечены фронтонами со стилизованными рельефами «серп и молот».



Химфак


Близкая по формам к главному корпусу композиция Химического факультета (1928–1930) более проста и имеет смещение влево. В глубине парадного двора выделяется ризалит главного входа с фронтонным портиком-лоджией. Две средних отдельно стоящих колонны фланкированы двумя парами сдвоенных колонн (по аналогии с тройными колоннами главного корпуса). Аналогично украшены и фронтоны здания.



Рабфак


Рабфак имеет Г образный план и вытянут вдоль ул. Энгельса. Фасады украшены двойными полуколоннами между окнами. Изначально на углу возвышалась лестничная башня (разобрана в 1940), придававшая зданию динамизм и выразительность. Первоначальный проект Фомина для рабфака предполагал возведение двух парных корпусов с башнями и проездом между ними. В окончательном виде здание напоминает дом НКПС у Красных Ворот.



Библиотека 1928–1931 г.


Прямоугольная в плане с небольшим выступом сзади библиотека посередине главного фасада акцентирована двухколонным портиком-лоджией на три этажа. Фасады расчленены мерным ритмом каннелированных пилястр. Одинаковые по высоте боковые крылья имеют разную этажность. В правом двухэтажном крыле внизу находятся невысокие служебные помещения, а наверху читальный зал, освещённый огромными вертикальными окнами. Левое пятиэтажное крыло занято книгохранилищем.



Главный корпус


Главный корпус (1928–1937) самый крупный из всех, имеет сложную ступенчатую конфигурацию. Его крылья как бы охватывают двор. Парадный вход выделен портиком-лоджией с фронтоном, где помещено название института. Две центральные колонны каннелированы, а на флангах расположены необычные тройные гладкие колонны, слепленные воедино. Торцы крыльев также отмечены фронтонами со стилизованными рельефами «серп и молот».



Химфак


Близкая по формам к главному корпусу композиция Химического факультета (1928–1930) более проста и имеет смещение влево. В глубине парадного двора выделяется ризалит главного входа с фронтонным портиком-лоджией. Две средних отдельно стоящих колонны фланкированы двумя парами сдвоенных колонн (по аналогии с тройными колоннами главного корпуса). Аналогично украшены и фронтоны здания.



Рабфак


Рабфак имеет Г образный план и вытянут вдоль ул. Энгельса. Фасады украшены двойными полуколоннами между окнами. Изначально на углу возвышалась лестничная башня (разобрана в 1940), придававшая зданию динамизм и выразительность. Первоначальный проект Фомина для рабфака предполагал возведение двух парных корпусов с башнями и проездом между ними. В окончательном виде здание напоминает дом НКПС у Красных Ворот.



Библиотека 1928–1931 г.


Прямоугольная в плане с небольшим выступом сзади библиотека посередине главного фасада акцентирована двухколонным портиком-лоджией на три этажа. Фасады расчленены мерным ритмом каннелированных пилястр. Одинаковые по высоте боковые крылья имеют разную этажность. В правом двухэтажном крыле внизу находятся невысокие служебные помещения, а наверху читальный зал, освещённый огромными вертикальными окнами. Левое пятиэтажное крыло занято книгохранилищем.




Работа над ансамблем ИВПИ стала важной вехой в творчестве Ивана Фомина.

Позднее Фомин создал упрощённое подражание ИВПИ – здание Института

Землеустройства в Москве 1934 г.


Похожие истории

Главные постройки Николая Львова

Николай Львов построил несколько зданий в Петербурге, его окрестностях и некоторых других местах России, однако большая часть его произведений сосредоточена вокруг Торжка.

Вокзал как эпоха

К 1867 году Иваново, Шуя и Вичуга уже определились как крупнейшие центры текстильной промышленности России. Спрос на продукцию рос быстро, число занятых в производстве и торговле увеличивалось ещё быстрее, а обозы продолжали тянуться до Москвы бесконечно долго…

Природа, подчиненная архитектору: образцовые проекты русского классицизма и архитектура военных поселений

Система образцового проектирования достигла в России XVIII и первой трети XIX столетий