И, конечно же, «город невест». Такая репутация связана с обилием текстильных фабрик. Корпуса огромных фабрично-заводских сооружений до сих пор являются доминантами его центральной части. Хотя большинство текстильных фабрик закрыты или перепрофилированы, их архитектура придает городу характерный и во многом уникальный облик.
Герб Иваново
Ивановская область образована чуть более ста лет назад, в то время как все соседние регионы имеют солидную историю в качестве имперских губерний, а многие восходят и к древнерусским княжествам. Она оказалась на периферии туристских маршрутов и лишена общеизвестных объектов. При этом существенное число ее памятников заслуживает всероссийской известности.
Герб Ивановской губернии
Иваново, в отличие от своих «звездных» соседей, славен не стариной, а сравнительно недавней историей текстильной промышленности и рабочего движения. Первый Совет, первая советская фабрика-кухня, первый текстильный комбинат нового типа, жилкомбинат-гигант со встроенной инфраструктурой – вот то, что увидит и о чем узнает здесь любопытный путешественник.
Село Иваново, о времени возникновения которого нет однозначного мнения, долгое время не попадало на страницы истории. Первое спорное упоминание о нем относится к 1561 году. Документы середины XVII века характеризуют Иваново как крупное торговое село с наличием ткацкого промысла.
Русский Манчестер
М.К.Ефимов, 1895 г.
Первую в селе Иванове полотняную мануфактуру основал в 1742 году крестьянин Григорий Бутримов. Чуть позже напротив устья Талки появилась мануфактура Ивана Грачева.
У истоков ситцепечатного производства в Иванове был Осип Соков, который, получив школу на ситценабивной мануфактуре Лимана в Шлиссельбурге, в 1787 году основал набивную мануфактуру в Иванове. Кроме нового способа крашения, делавшие ткани стойкими к линьке и выгоранию, он изменил рисунок на тканях, на которых появились роскошные вазы и распустившиеся розы.
Ситец. Миткаль. естественные красители
Фабрика Гарелина
М.К.Ефимов, 1896 г.
После московского пожара 1812 года, в котором сгорели крупные столичные мануфактуры, ивановские производители текстильной продукции резко увеличили своё производство. Если в 1810 году в Иванове производилось тканей на 1 миллион рублей, то в 1817 году ивановцы поставляли тканей на 7 миллионов рублей.
В XIX веке промышленная архитектура становится основой архитектуры города вообще. Иваново стремительно растет, опережая по темпам промышленного развития не только уездную Шую, но и губернский Владимир. Во второй половине столетия село называют «русским Манчестером», оно становится центром крупной текстильной агломерации, включающей север Владимирской и юг Костромской губерний. В 1871 году Иваново объединяют с левобережным Вознесенским посадом, и индустриальный центр губернии официально становится безуездным городом Иваново-Вознесенском. На тот момент по числу жителей он превосходил губернский Владимир.
Концентрация производства, сопровождавшаяся всеми характерными для промышленного гетто социальными язвами, способствовала невиданному росту рабочего движения.
Во время всеобщей забастовки в 1905 году в Иваново-Вознесенске был создан Совет уполномоченных от фабрик. Именно это событие стало во многом определяющим для города в течение большей части ХХ столетия: Вплоть до середины 1930-х участники иваново-вознесенской стачки 1905 года настаивали на первенстве созданного тогда Совета. В начале 1960-х эта версия получает официальное одобрение, и расположенное на бывшей улице Негорелой (с 1961 года Советской) здание бывшей Мещанской управы, в котором был создан Совет, становится памятником истории. С 1971 г. Иваново как город, связанный с революционной историей, становится частью всесоюзного туристского маршрута «Золотое кольцо России».
«Красная» губерния – термин революционной эпохи. Его часто использовали представители Иваново-Вознесенского губисполкома и комитета партии. В 1921 г. Ленин назвал Иваново-Вознесенскую губернию «нашей наиболее промышленной, пролетарской, красной».
После захвата власти большевиками, в начале декабря 1917 г., в Иваново-Вознесенске прошел съезд Советов, профессиональных союзов, фабрично-заводских комитетов, кооперативов, городских и земских самоуправлений всего текстильного района, который принял решение подготовить материалы по вопросу образования новой губернии из нескольких уездов и волостей Костромской и Владимирской губернии. Весть об официальном утверждении губернии принесла в Иваново-Вознесенск телеграмма Михаила Фрунзе из Москвы от 20 июня 1918 года.
Телеграмма Михаила Фрунзе
20 июня 1918 года.
Председателем Иваново-Вознесенского губкома РКП(б), губисполкома и губсовнархоза одновременно стал 33 летний профессиональный революционер Михаил Фрунзе - бывший узник «Владимирского централа», организатор революционного движения ивановских и шуйских ткачей. Новая административная единица не совпадала с границами нынешней, сравнительно небольшой Ивановской области.
Большевистское руководство Иваново-Вознесенской губернии активно работало над «развитием революции» в провинции. После подавления в июле 1918 г. левоэсеровского мятежа в Ярославле Иваново-Вознесенск стал центром обширного Ярославского военного округа, а Фрунзе – окружным комиссаром.
Портрет Михаила Фрунзе
Исаак Бродский. 1929 г.
В 1929 году Иваново-Вознесенск стал участником еще одного административного эксперимента. Город стал центром огромной Ивановской Промышленной области, которая вобрала в себя территории Иваново-Вознесенской, Владимирской, Ярославской и Костромской губерний. К середине 30-х годов стало очевидным, что такой огромной территорией с многочисленным населением управлять довольно трудно, и поэтому было решено ее «разукрупнить». В 1936 году Ивановская Промышленная область была разделена и прекратила свое существование.
Что же касается концепции «Иваново – третья столица», то, скорее всего, эта идея полностью заглохла после гибели М. В. Фрунзе (1925) и казни А. С. Бубнова (1938) – самых известных выходцев из Иваново-Вознесенска в руководстве СССР.
Если третьей столицей Иваново-Вознесенск и не стал, то третьей столицей конструктивизма – после Москвы и Екатеринбурга – он может считаться по праву. В Иванове были возведены и сохранились практически все характерные для той эпохи типы публичных зданий и жилых домов.
Даниил Федорович Фридман (1887-1950) русский и советский архитектор, один из самых изобретательных архитекторов. Плодотворный период его творчества пришелся на начало 1930-х годов. Для Фридмана это было время поиска новых конструктивных решений и образных форм, попыток неожиданных сочетаний классических, неоклассических и модернистских элементов в архитектуре. Как раз в 1930 году завершилось строительство новаторского «Дома-корабля» – одного из лучших примеров советского зодчества тех лет.
Ключевые общественные, культурные центры города, жилые кварталы строили ведущие московские архитекторы-конструктивисты и рационалисты. Они имели возможность опробовать здесь свои идеи, и часто такие, которым пока не находилось места в Москве и Ленинграде. Иваново до сих пор позволяет увидеть новый город 1920-х. Именно здесь появились и первые экспериментальные здания новой типологии, ставшие прототипами для более поздних строек в других городах.
Яркие образцы эпохи конструктивизма
Иваново. 1920 г.
Здесь сталкиваешься с конструктивизмом, начиная с вокзала. Неподалеку – выразительный корпус текстильной фабрики «Красная Талка». Производившиеся на заводе ткани – настоящие дизайнерские шедевры; их образцы выставлены в местном музее. «Ивсельбанк» построил Виктор Веснин. «Дом коллектива», один из не столь многих в России домов-коммун, возведен по проекту Ильи Голосова. Параллельно возник экспериментальный уже не по содержанию, а по форме «Дом-корабль» (известный московский архитектор Даниил Фридман), за которым последовали построенные местными архитекторами «Дом-подкова» и «Дом-пуля». Оба предназначены (что, видимо, следует из их названий) для работников ОГПУ. Наконец, архитектурным шедевром города стали корпуса Текстильного института, построенные в духе пролетарской классики (она же «красная дорика») ее главным протагонистом и одним из столпов советской архитектуры Иваном Фоминым.
Впрочем, в Иванове можно найти и все то, что характерно для большинства провинциальных российских городов: купеческие особняки, выстроенные по столичной моде, церкви в «русском стиле», окраинные улицы с одно- и двухэтажными домиками. Такое сочетание «старины и новизны» делает его крайне интересным для любого человека, неравнодушного к сложной истории России XIX–XX веков.
В Дербенте чтят память о выдающемся азербайджанском поэте Таги Гумри. В 2017 году в центре города, близ ворот Баят-капы торжественно открыли первый памятник выдающемуся литератору.
За многовековую историю Рыбинск застал несколько попыток дать ему другое название — переименовывали его не менее пяти раз. Только в советское время город успел побывать Рыбинском, Щербаковом и Андроповом.
Система образцового проектирования достигла в России XVIII и первой трети XIX столетий