Иван Емельянович Кузнецов

Время прочтения: мин.

Потомственный почетный гражданин Иван Емельянович Кузнецов был крупнейшим в Новгородской области производителем фарфора. Продукцию его заводов можно было встретить и в крестьянской избе, и в императорском дворце. История успеха кузнецовского дела — это история тонкого предпринимательского расчета, стремления к новациям и великого труда.

Начало фарфоровой династии старообрядцев Кузнецовых положил Яков Васильевич Кузнецов (1761–1823). В 1832 году его сын Терентий (1781–1848) основал поныне знаменитый завод в Дулёве. Расширением производства занимался внук, Сидор Терентьевич (1806–1864), сына которого Матвея (1847–1911) уже величали «фарфоровым королем». К началу XX века кузнецовские заводы производили более половины всей фарфоровой продукции в России.

Крестный ход на одной из фабрик Ивана Кузнецова. 1900-е.

Фото: VOSTOCK Photo

На предприятиях Матвея Кузнецова и начинал осваивать тонкости фарфорового дела его двоюродный брат Иван. В 1873 году он стал управляющим его фабриками, чуть позже — еще и заведующим ярмарочной торговлей. В 1878 году на деньги, унаследованные от отца, и на приданое жены Татьяны Михайловны (из рода гжельских фарфорозаводчиков Куриновых) Иван Емельянович решил открыть собственное производство.

Согласно семейной легенде, двоюродные братья разделили рынок: Матвей оставил за собой сбыт за границу и к югу от Москвы, а Иван — территорию от Москвы до Петербурга, а также Сибирь; на ярмарках Дерпта, Пскова, Новгорода и Вологды договорились торговать поочередно.

Чайная пара производства кузнецовской фабрики на Волхове. Ок. 1900.

Фото: VOSTOCK Photo

Купив в Новгородской губернии 40 тыс. десятин леса, в 1878 году Иван Кузнецов построил здесь свой первый завод, близ которого и поселился. Производство удобно расположилось недалеко от станции Волхов Николаевской железной дороги. Для обучения местных крестьян Иван Емельянович привез мастеров из Дулёва. Начав с гончарных изделий из местной глины, фабрика постепенно перешла к производству качественного фарфора, сырье для которого завозили из Англии, Скандинавии и Прибалтики. В ассортименте появилась дорогая посуда, которую отличала удивительная белизна.

Приобретя в 1889 году Чудовский стекольно-хрустальный завод Рингенберга, Иван Емельянович быстро вывел его из плачевного состояния, наладив производство изделий из стекла и хрусталя. Но душа Кузнецова по-прежнему тяготела к фарфору. В 1892 году он приобрел посудную фабрику новгородского дворянина П. К. Рейхеля (1845 — после 1906) близ села Бронницы Новгородской губернии. Производство фарфора низкого качества делало ее убыточной.

Уже год спустя здесь было налажено изготовление широкого ассортимента фарфоровых изделий, в том числе церковной утвари и икон. Сам Иван Кузнецов становится купцом первой гильдии.

Кузнецовский фарфор до сих пор ценят коллекционеры.

Фото: VOSTOCK Photo

Для перестройки деревянных бронницких корпусов в камне он пригласил молодого архитектора Бориса Великовского (1878–1937). Будущий конструктивист и учитель братьев Весниных, Великовский в начале своей карьеры построил также здания Волховской и Чудовской фабрик Кузнецова, его доходные дома в Москве на Мясницкой («Дом со львом», совместно с А. Н. Милюковым) и в Петербурге на Загородном проспекте, а также великолепную старообрядческую Георгиевскую церковь на родине Ивана Емельяновича в подмосковном селе Новохаритоново.

В 1897 году Кузнецов приобрел у помещицы Ботановой землю у села Грýзино Новгородской губернии. Сперва он строит здесь кирпичный завод, после лесопилку, а уж потом — сохранившееся до наших дней здание Грýзинской фарфоровой фабрики, которую оснащает современным импортным оборудованием. В 1904 году Иван Кузнецов получает статус поставщика царского двора, в 1913-м создает «Товарищество на паях Ивана Емельяновича Кузнецова», пайщиками которого становятся его жена, четыре сына и три дочери, с капиталом в 4 млн рублей. Ежегодно кузнецовские фабрики, на которых работало 4–6 тыс. человек, производили около 25 млн изделий.

Не уступая лучшим образцам китайского и западноевропейского фарфора, кузнецовский товар славился добротностью и чистотой отделки и регулярно получал награды на престижнейших российских и зарубежных выставках. Иван Емельянович получил известность и как благотворитель: он строил храмы, значительную часть доходов жертвовал на сиротские приюты, помогал семьям рабочих. При этом условия труда на его предприятиях были далеки от идеала.

Клейма, которыми маркировалась продукция Грýзинской фабрики Ивана Кузнецова.

Фото: VOSTOCK Photo

В 1918 году заводы Кузнецова были национализированы, дальнейшая судьба бывшего владельца и его семьи неизвестна, могила не сохранилась. По одной из версий, в 1919 году за попытку воспрепятствовать реквизиции продовольствия с заводского склада, несмотря на протесты рабочих, Ивана Емельяновича расстреляли чекисты, а тело сбросили в Волхов.

Агитационная символика на кружке «Красного фарфориста», бывшей фабрики Ивана Кузнецова. 1920-е.

Фото: VOSTOCK Photo

В советские годы фабрика на Волхове носила название «Коминтерн», в Бронницах — «Пролетарий», в Грузине — «Красный фарфорист». Все они в 1920-х годах выпускали посуду с наглядной агитацией. «Фарфорист» успешно работал вплоть до 1980-х годов, после производство пошло на убыль, а в 2013 году и вовсе остановилось. В наши дни с историей предприятий Ивана Кузнецова и с изделиями его фабрик можно ознакомиться в Государственном музее художественной культуры Новгородской земли «Музейный цех фарфора», расположенном в новгородском Десятинном монастыре.



Похожие личности

Савва Тимофеевич Морозов

Савва Тимофеевич, внук основателя династии предпринимателей Морозовых, старообрядец.

Николай Васильевич Верещагин

Создатель отечественного маслоделия

Александр Александрович Бестужев (Марлинский)

Русский офицер, доблестный воин, участник восстания декабристов, писатель.

Сообщить об ошибке
Обязательное поле
Обязательное поле
Обязательное поле
Вы помогаете нам стать лучше, спасибо!
Мы рассмотрим ваше заявление в ближайшее время!