Искусство Палеха не должно ограничиться одним папье-маше, на котором кое-что уже достигнуто. Необходимо дальнейшее развитие нашего искусства во всех направлениях. Мы должны овладеть полотном, фреской, фарфором и даже подойти к скульптуре.
А. И. Зубков. 1933 год
Дворец пионеров
Иваново
Фасады в стиле конструктивизма полностью лишены декора, а выразительность достигается за счет контраста объемов оштукатуренных стен и больших плоскостей остекления. В 1939 году здание подверглось реконструкции, и в интерьерах появилась удивительная палехская роспись. Сочетание приемов традиционного искусства, актуальной тематики и авангардной архитектуры и сегодня производит неизгладимое впечатление.
Первые 15 лет советской власти были временем поиска, рождения и трансформации многих идей во всех областях искусства: архитектуре, живописи и дизайне.
Палех – это один из самых ярких примеров преобразования старинного иконописного промысла в новый вид советского искусства.
Посёлок Палех. Шкатулка, 1934 год.
И. М. Баканов
В 1922 году пять иконописцев из Палеха стали искать применение своим талантам и навыкам в новых экономических и идеологических условиях. Они создали Палехскую артель по росписи изделий из папье-маше, заручившись поддержкой искусствоведа Анатолия Бакушинского. Получив признание на выставке в Венеции, лаковые миниатюры палехских мастеров стали весьма популярны во всем мире и продавались за валюту, столь необходимую молодому советскому государству.
«Третий интернационал», 1927 год
Иван Голиков.
Однако, в 1935 году, после ликвидации системы торговли СССР на экспорт Палех полностью лишился зарубежного рынка, а план по выручке нужно было выполнять. Так возникла идея попробовать силы палешан в монументальной живописи. Идея не новая: иконописцы и до революции расписывали стены и своды храмов, участвовали в реставрации фресок. Теперь же нужно было найти новый стиль для интерьеров советских дворцов пионеров, домов культуры, санаториев, театров, магазинов, отражающий величие целей нового общества. Здесь и пригодились технические навыки фрескового дела старых мастеров и их умение обрабатывать большие плоскости стен.
Фрески в санатории
Кисловодске
По такому принципу и были решены интерьеры Ивановского Дворца пионеров. Хорошо знакомые сюжеты пушкинских сказок в палехском исполнении стали частью ежедневной пушкинианы. Охватившая всю страну подготовка к памятной дате 100-летия со дня смерти поэта в 1937 году началась за два года до торжественной даты.
Советское настоящее тоже не осталось за пределами интереса художников – темы счастливого детства, жизни пионеров, героики СССР были как никогда актуальны, поддерживали общую риторику той эпохи. Торжественный и праздничный фриз работы П. Д. Баженова является уникальным образцом воплощения темы советского настоящего в исконно палехском стиле.
Мастера Палеха за несколько лет реализовали множество проектов, к сожалению, далеко не все из них дошли до наших дней. Осенью 1936 года были расписаны комнаты ленинградского Дворца пионеров – бывшего Аничкова дворца. В первой половине 1937 года работы велись сразу в четырех городах: Саратове, Свердловске, Москве и Кисловодске, готовились эскизы для Рыбинского и Саратовского дворцов пионеров.
Наряду с пушкинианой, палехские мастера разрабатывали тему произведений Максима Горького. С писателем они не раз встречались и были благодарны ему за поддержку. Глубоко символические образы повестей и стихотворений Горького, изначально воплощенные в лаковой миниатюре, по-новому зазвучали на плоскости стен в Ленинграде, Москве, Ярославле, Иванове.
Уникальными были росписи в санатории в Кисловодске. Темы русского фольклора и быта перекликались с изображением природы и обычаев народов Северного Кавказа. К сожалению, роспись полностью утрачена.
Фрески в санатории
Кисловодск
Изменившиеся политические и экономические условия негативно отразились на промысле. С конца 30-х годов стилистика Палеха стала противоречить соцреализму, занявшему доминирующее положение в искусстве. Последними монументальными проектами старых мастеров Палеха стали живописные фризы и комната Горького в Ярославском Дворце пионеров, выполненные в 1941 году.
Сызранская икона впитала черты, характерные для всех старообрядческих иконописных школ. В 1930-х годах иконописцев репрессировали, «сызранская манера» пресекалась. Возрождение ее началось в постсоветскую эпоху.
Воркутинское кольцо — автомобильная дорога длиной около 50 километров, которая соединяла шесть поселков, построенных при угольных шахтах в окрестностях Воркуты. Сейчас населенными остаются только два из них.
Янтарная комната — шедевр мирового искусства, ее называли восьмым чудом света. Последний раз она была собрана и демонстрировалась в Кенигсбергском замке. Во время бомбардировки в 1945 году она была утрачена.