Искусство иконописи на стенах дворца пионеров

Дворец пионеров в Иванове, как, собственно, следует из самого названия, памятник архитектуры и истории советского времени. Он был построен в 1927-1928 гг. по проекту Виктора Веснина.

Искусство Палеха не должно ограничиться одним папье-маше, на котором кое-что уже достигнуто. Необходимо дальнейшее развитие нашего искусства во всех направлениях. Мы должны овладеть полотном, фреской, фарфором и даже подойти к скульптуре.

А. И. Зубков. 1933 год

Дворец пионеров

Иваново

Фасады в стиле конструктивизма полностью лишены декора, а выразительность достигается за счет контраста объемов оштукатуренных стен и больших плоскостей остекления. В 1939 году здание подверглось реконструкции, и в интерьерах появилась удивительная палехская роспись. Сочетание приемов традиционного искусства, актуальной тематики и авангардной архитектуры и сегодня производит неизгладимое впечатление.

Первые 15 лет советской власти были временем поиска, рождения и трансформации многих идей во всех областях искусства: архитектуре, живописи и дизайне.

Палех – это один из самых ярких примеров преобразования старинного иконописного промысла в новый вид советского искусства.


Посёлок Палех. Шкатулка, 1934 год.

И. М. Баканов

В 1922 году пять иконописцев из Палеха стали искать применение своим талантам и навыкам в новых экономических и идеологических условиях. Они создали Палехскую артель по росписи изделий из папье-маше, заручившись поддержкой искусствоведа Анатолия Бакушинского. Получив признание на выставке в Венеции, лаковые миниатюры палехских мастеров стали весьма популярны во всем мире и продавались за валюту, столь необходимую молодому советскому государству.



«Третий интернационал», 1927 год

Иван Голиков.

Однако, в 1935 году, после ликвидации системы торговли СССР на экспорт Палех полностью лишился зарубежного рынка, а план по выручке нужно было выполнять. Так возникла идея попробовать силы палешан в монументальной живописи. Идея не новая: иконописцы и до революции расписывали стены и своды храмов, участвовали в реставрации фресок. Теперь же нужно было найти новый стиль для интерьеров советских дворцов пионеров, домов культуры, санаториев, театров, магазинов, отражающий величие целей нового общества. Здесь и пригодились технические навыки фрескового дела старых мастеров и их умение обрабатывать большие плоскости стен. 

Фрески в санатории

Кисловодске

По такому принципу и были решены интерьеры Ивановского Дворца пионеров. Хорошо знакомые сюжеты пушкинских сказок в палехском исполнении стали частью ежедневной пушкинианы. Охватившая всю страну подготовка к памятной дате 100-летия со дня смерти поэта в 1937 году началась за два года до торжественной даты.

Советское настоящее тоже не осталось за пределами интереса художников – темы счастливого детства, жизни пионеров, героики СССР были как никогда актуальны, поддерживали общую риторику той эпохи. Торжественный и праздничный фриз работы П. Д. Баженова является уникальным образцом воплощения темы советского настоящего в исконно палехском стиле.

Мастера Палеха за несколько лет реализовали множество проектов, к сожалению, далеко не все из них дошли до наших дней. Осенью 1936 года были расписаны комнаты ленинградского Дворца пионеров – бывшего Аничкова дворца. В первой половине 1937 года работы велись сразу в четырех городах: Саратове, Свердловске, Москве и Кисловодске, готовились эскизы для Рыбинского и Саратовского дворцов пионеров.

Наряду с пушкинианой, палехские мастера разрабатывали тему произведений Максима Горького. С писателем они не раз встречались и были благодарны ему за поддержку. Глубоко символические образы повестей и стихотворений Горького, изначально воплощенные в лаковой миниатюре, по-новому зазвучали на плоскости стен в Ленинграде, Москве, Ярославле, Иванове.

Уникальными были росписи в санатории в Кисловодске. Темы русского фольклора и быта перекликались с изображением природы и обычаев народов Северного Кавказа. К сожалению, роспись полностью утрачена.

Фрески в санатории

Кисловодск



Изменившиеся политические и экономические условия негативно отразились на промысле. С конца 30-х годов стилистика Палеха стала противоречить соцреализму, занявшему доминирующее положение в искусстве. Последними монументальными проектами старых мастеров Палеха стали живописные фризы и комната Горького в Ярославском Дворце пионеров, выполненные в 1941 году.




Похожие истории

Ситцевое сердце России

Иваново издавна было текстильным центром России, так сложилось исторически. Бедная земля, не позволявшая выращивать зерновые культуры, отлично подходила для льна.

10 самых ярких памятников домонгольской архитектуры в России

Первый период развития русской архитектуры начинается после Крещения Руси в 990-е годы и заканчивается монгольским нашествием 1230-х годов

Дикие поля и татарские перелазы: Белгородская оборонительная черта и освоение Черноземья в XVII веке

Белгородская черта представляла собой оборонительную линию, возведенную Русским государством в 1635–1658 годах в лесостепной зоне на границе «Поля», как русские люди называли Великую степь.