Искусство иконописи на стенах дворца пионеров

Дворец пионеров в Иванове, как, собственно, следует из самого названия, памятник архитектуры и истории советского времени. Он был построен в 1927-1928 гг. по проекту Виктора Веснина.

Искусство Палеха не должно ограничиться одним папье-маше, на котором кое-что уже достигнуто. Необходимо дальнейшее развитие нашего искусства во всех направлениях. Мы должны овладеть полотном, фреской, фарфором и даже подойти к скульптуре.

А. И. Зубков. 1933 год

Дворец пионеров

Иваново

Фасады в стиле конструктивизма полностью лишены декора, а выразительность достигается за счет контраста объемов оштукатуренных стен и больших плоскостей остекления. В 1939 году здание подверглось реконструкции, и в интерьерах появилась удивительная палехская роспись. Сочетание приемов традиционного искусства, актуальной тематики и авангардной архитектуры и сегодня производит неизгладимое впечатление.

Первые 15 лет советской власти были временем поиска, рождения и трансформации многих идей во всех областях искусства: архитектуре, живописи и дизайне.

Палех – это один из самых ярких примеров преобразования старинного иконописного промысла в новый вид советского искусства.


Посёлок Палех. Шкатулка, 1934 год.

И. М. Баканов

В 1922 году пять иконописцев из Палеха стали искать применение своим талантам и навыкам в новых экономических и идеологических условиях. Они создали Палехскую артель по росписи изделий из папье-маше, заручившись поддержкой искусствоведа Анатолия Бакушинского. Получив признание на выставке в Венеции, лаковые миниатюры палехских мастеров стали весьма популярны во всем мире и продавались за валюту, столь необходимую молодому советскому государству.



«Третий интернационал», 1927 год

Иван Голиков.

Однако, в 1935 году, после ликвидации системы торговли СССР на экспорт Палех полностью лишился зарубежного рынка, а план по выручке нужно было выполнять. Так возникла идея попробовать силы палешан в монументальной живописи. Идея не новая: иконописцы и до революции расписывали стены и своды храмов, участвовали в реставрации фресок. Теперь же нужно было найти новый стиль для интерьеров советских дворцов пионеров, домов культуры, санаториев, театров, магазинов, отражающий величие целей нового общества. Здесь и пригодились технические навыки фрескового дела старых мастеров и их умение обрабатывать большие плоскости стен. 

Фрески в санатории

Кисловодске

По такому принципу и были решены интерьеры Ивановского Дворца пионеров. Хорошо знакомые сюжеты пушкинских сказок в палехском исполнении стали частью ежедневной пушкинианы. Охватившая всю страну подготовка к памятной дате 100-летия со дня смерти поэта в 1937 году началась за два года до торжественной даты.

Советское настоящее тоже не осталось за пределами интереса художников – темы счастливого детства, жизни пионеров, героики СССР были как никогда актуальны, поддерживали общую риторику той эпохи. Торжественный и праздничный фриз работы П. Д. Баженова является уникальным образцом воплощения темы советского настоящего в исконно палехском стиле.

Мастера Палеха за несколько лет реализовали множество проектов, к сожалению, далеко не все из них дошли до наших дней. Осенью 1936 года были расписаны комнаты ленинградского Дворца пионеров – бывшего Аничкова дворца. В первой половине 1937 года работы велись сразу в четырех городах: Саратове, Свердловске, Москве и Кисловодске, готовились эскизы для Рыбинского и Саратовского дворцов пионеров.

Наряду с пушкинианой, палехские мастера разрабатывали тему произведений Максима Горького. С писателем они не раз встречались и были благодарны ему за поддержку. Глубоко символические образы повестей и стихотворений Горького, изначально воплощенные в лаковой миниатюре, по-новому зазвучали на плоскости стен в Ленинграде, Москве, Ярославле, Иванове.

Уникальными были росписи в санатории в Кисловодске. Темы русского фольклора и быта перекликались с изображением природы и обычаев народов Северного Кавказа. К сожалению, роспись полностью утрачена.

Фрески в санатории

Кисловодск



Изменившиеся политические и экономические условия негативно отразились на промысле. С конца 30-х годов стилистика Палеха стала противоречить соцреализму, занявшему доминирующее положение в искусстве. Последними монументальными проектами старых мастеров Палеха стали живописные фризы и комната Горького в Ярославском Дворце пионеров, выполненные в 1941 году.




Похожие истории

Пантеон полузабытых полубогов. Тёмная палитра агитмозаик.

Искусство мозаики появлялось и забывалось в России неоднократно. До монгольского нашествия на Руси работали византийские мастера, секреты их, увы, утеряны. Во времена Елизаветы Петровны цветные смальты заново изобретал в своей химической лаборатории Ломоносов. 

Дикие поля и татарские перелазы: Белгородская оборонительная черта и освоение Черноземья в XVII веке

Белгородская черта представляла собой оборонительную линию, возведенную Русским государством в 1635–1658 годах в лесостепной зоне на границе «Поля», как русские люди называли Великую степь.

Иваново-Вознесенский политехнический институт

Не было бы счастья, да несчастье помогло.