Искусство – в массы. Ивановский художественный музей

просп. Ленина, 33, Иваново

GPS: 57.008079 , 40.971806

«Образцовый город новой жизни» – таким задумывался после Революции город Иваново. Многочисленных рабочих нужно было не просто накормить и обеспечить жильем, но и воспитать в духе этой самой новой жизни. В том числе, с помощью искусства.

Задействовано было все: архитектура, живопись, текстиль, дизайн интерьеров. Советская власть задумала организовать целую сеть музеев современного искусства, созданных художниками, ими же управляемых, и их же производящих. Своеобразная фабрика искусства – вполне в духе времени. Но выставочно-учебные пространства нового типа до Иваново так и не дошли, а были созданы лишь в Москве и Петрограде.

Еще до того, как в диалог с ивановским пролетариатом вступили представители революционного искусства, знаменитое собрание «редкостей и древностей» местного промышленника Д. Г. Бурылина было представлено широкой публике в специально построенном в Иваново здании музея. Открылся Музей промышленности и искусства в 1914 году. Он был бесплатным и общедоступным.


В 1919 году разноплановое собрание ивановского ситцевого короля было пополнено национализированными ценностями из дворянских усадеб и купеческих особняков. В музее в 1920-е впервые выставлялся столичный футуризм, как тогда обобщенно называли новые направления в живописи. Машков, Фальк, Куприн, Экстер, Родченко, Малевич и другие художники авангарда соседствовали с древнерусской иконописью, голландскими натюрмортами, салонной живописью, средневековыми доспехами и оружием, египетскими и римскими «антиками». На таком фоне футуристы выглядели особенно революционно, если не сказать скандально. Но именно этой своей радикальностью беспредметные композиции и эксперименты с формой оказались близки по духу ивановским текстильщикам и вдохновили их на создание знаменитого «агитационного» ситца.

Беспредметная композиция. 1917. Фанера, масло

Александр Родченко.

Однако торжество нового искусства длилось недолго – чуть больше десятилетия. После принятия курса на соцреализм в 1932 году картины из секции новейшей живописи уходили в запасники, дарились, терялись, уничтожались. Да и вся остальная коллекция долго не имела постоянного места жительства.

Скитания ивановской художественной коллекции завершились в 1959 году открытием Ивановского областного художественного музея (ИОХМ). Сейчас он размещается в уютном особняке красного кирпича в стиле эклектики, построенном в XIX веке для Реального технического училища. В музей были переданы частные коллекции Д. Г. Бурылина, других купцов и фабрикантов, а также поступления 1920-30-х годов из Государственного музейного фонда, Третьяковской галереи и Русского музея. От Бурылина музею достались разнообразные произведения искусства, артефакты Древнего мира и стран Востока, от Государственного музейного фонда, Третьяковки и Русского музея - шедевры отечественного и западноевропейского искусства XVI-XX столетий.

Звездой коллекции Ивановского музея является эталонное собрание русского авангарда. Да и какое еще искусство может быть столь же органично представлено в «городе победившего авангарда»? Это богатейшее собрание главных художественных направлений начала ХХ века в 2009 году, наконец, открылось для ивановцев и гостей города экспозицией «ХХ век. Монтаж» после десятилетий заточения в запасниках.

Судьба известной работы Казимира Малевича «Супрематизм» служит прекрасной иллюстрацией пути русского авангарда из столиц в провинцию. Картина много переезжала, прежде чем стать частью коллекции ИОХМ. Написанная в 1916 году в Петрограде, в 1919 году она поступает в только что созданный Музей Живописной Культуры (МЖК), где и находится до 1924 года. В 1930-е годы картину ждала типичная судьба опального авангарда. Короткая жизнь в фондах Третьяковской галереи, а далее ссылка в провинцию или окончательный приговор – списание. Иваново выступило для Малевича спасителем.

Всего в период с 1920 по 1931 годы в Иваново-Вознесенск прибыло восемьдесят восемь произведений «новейших течений». Увы, почти половина из них не пережили ссылку. В числе первых работ, поступивших в тогда еще Иваново-Вознесенский музей и сохранившихся в собрании нынешнего ИОХМ, был потрясающий «Трефовый валет» Ольги Розановой из раннего периода художницы (1912 – 1914 гг.).


Последняя крупная «поставка» авангарда в провинцию относится к началу 1930-х годов. Она была связана с так называемыми «чистками» фондов Третьяковской галереи. Некогда революционное искусство признается «вульгарным и космополитичным», и отправляется в ссылку, в том числе, в Иваново. Ивановская коллекция авангарда получила щедрый дар – пополнилась работами Штеренберга, Шевченко, Удальцовой, Лентулова и др. Среди опальных полотен оказалась и картина Роберта Фалька «Пейзаж в горах», легкая, прозрачная, поэтичная, почти музыкальная.

Коллекция ИОХМ удивительно разноплановая. Сейчас, как и в 1920 году, в музейных залах авангард соседствует с египетскими мумиями, старые картины оттенены современными чертежами и гравюрами, а живопись XX века смонтирована со старыми фотографиями города. В оформлении экспозиции музея «город победившего авангарда» остаётся верен себе.

Похожие места

Вокзал станции Томаровка

Поселок Томаровка сохранил вокзал 1903 года постройки, который примечателен не только своей архитектурой. Со столкновения между ударными батальонами корниловцев и большевиками, произошедшего на этой станции в конце ноября 1917 года, началась гражданская война в России

Церковь преподобного Сергия Радонежского

Церковь Сергия Радонежского на Владычном дворе — один из древнейших сохранившихся надвратных храмов в России. Построенная в середине XV века повелением новгородского архиепископа Ионы.

Усадьба Баташевых

Поселок Гусь-Железный вырос вокруг железоделательного завода династии Баташевых и благодаря заводу превратился во второй половине XVIII века в один из крупнейших центров металлургического производства