Искусство – в массы. Ивановский художественный музей

просп. Ленина, 33, Иваново

GPS: 57.008079 , 40.971806

«Образцовый город новой жизни» – таким задумывался после Революции город Иваново. Многочисленных рабочих нужно было не просто накормить и обеспечить жильем, но и воспитать в духе этой самой новой жизни. В том числе, с помощью искусства.

Задействовано было все: архитектура, живопись, текстиль, дизайн интерьеров. Советская власть задумала организовать целую сеть музеев современного искусства, созданных художниками, ими же управляемых, и их же производящих. Своеобразная фабрика искусства – вполне в духе времени. Но выставочно-учебные пространства нового типа до Иваново так и не дошли, а были созданы лишь в Москве и Петрограде.

Еще до того, как в диалог с ивановским пролетариатом вступили представители революционного искусства, знаменитое собрание «редкостей и древностей» местного промышленника Д. Г. Бурылина было представлено широкой публике в специально построенном в Иваново здании музея. Открылся Музей промышленности и искусства в 1914 году. Он был бесплатным и общедоступным.


В 1919 году разноплановое собрание ивановского ситцевого короля было пополнено национализированными ценностями из дворянских усадеб и купеческих особняков. В музее в 1920-е впервые выставлялся столичный футуризм, как тогда обобщенно называли новые направления в живописи. Машков, Фальк, Куприн, Экстер, Родченко, Малевич и другие художники авангарда соседствовали с древнерусской иконописью, голландскими натюрмортами, салонной живописью, средневековыми доспехами и оружием, египетскими и римскими «антиками». На таком фоне футуристы выглядели особенно революционно, если не сказать скандально. Но именно этой своей радикальностью беспредметные композиции и эксперименты с формой оказались близки по духу ивановским текстильщикам и вдохновили их на создание знаменитого «агитационного» ситца.

Беспредметная композиция. 1917. Фанера, масло

Александр Родченко.

Однако торжество нового искусства длилось недолго – чуть больше десятилетия. После принятия курса на соцреализм в 1932 году картины из секции новейшей живописи уходили в запасники, дарились, терялись, уничтожались. Да и вся остальная коллекция долго не имела постоянного места жительства.

Скитания ивановской художественной коллекции завершились в 1959 году открытием Ивановского областного художественного музея (ИОХМ). Сейчас он размещается в уютном особняке красного кирпича в стиле эклектики, построенном в XIX веке для Реального технического училища. В музей были переданы частные коллекции Д. Г. Бурылина, других купцов и фабрикантов, а также поступления 1920-30-х годов из Государственного музейного фонда, Третьяковской галереи и Русского музея. От Бурылина музею достались разнообразные произведения искусства, артефакты Древнего мира и стран Востока, от Государственного музейного фонда, Третьяковки и Русского музея - шедевры отечественного и западноевропейского искусства XVI-XX столетий.

Звездой коллекции Ивановского музея является эталонное собрание русского авангарда. Да и какое еще искусство может быть столь же органично представлено в «городе победившего авангарда»? Это богатейшее собрание главных художественных направлений начала ХХ века в 2009 году, наконец, открылось для ивановцев и гостей города экспозицией «ХХ век. Монтаж» после десятилетий заточения в запасниках.

Судьба известной работы Казимира Малевича «Супрематизм» служит прекрасной иллюстрацией пути русского авангарда из столиц в провинцию. Картина много переезжала, прежде чем стать частью коллекции ИОХМ. Написанная в 1916 году в Петрограде, в 1919 году она поступает в только что созданный Музей Живописной Культуры (МЖК), где и находится до 1924 года. В 1930-е годы картину ждала типичная судьба опального авангарда. Короткая жизнь в фондах Третьяковской галереи, а далее ссылка в провинцию или окончательный приговор – списание. Иваново выступило для Малевича спасителем.

Всего в период с 1920 по 1931 годы в Иваново-Вознесенск прибыло восемьдесят восемь произведений «новейших течений». Увы, почти половина из них не пережили ссылку. В числе первых работ, поступивших в тогда еще Иваново-Вознесенский музей и сохранившихся в собрании нынешнего ИОХМ, был потрясающий «Трефовый валет» Ольги Розановой из раннего периода художницы (1912 – 1914 гг.).


Последняя крупная «поставка» авангарда в провинцию относится к началу 1930-х годов. Она была связана с так называемыми «чистками» фондов Третьяковской галереи. Некогда революционное искусство признается «вульгарным и космополитичным», и отправляется в ссылку, в том числе, в Иваново. Ивановская коллекция авангарда получила щедрый дар – пополнилась работами Штеренберга, Шевченко, Удальцовой, Лентулова и др. Среди опальных полотен оказалась и картина Роберта Фалька «Пейзаж в горах», легкая, прозрачная, поэтичная, почти музыкальная.

Коллекция ИОХМ удивительно разноплановая. Сейчас, как и в 1920 году, в музейных залах авангард соседствует с египетскими мумиями, старые картины оттенены современными чертежами и гравюрами, а живопись XX века смонтирована со старыми фотографиями города. В оформлении экспозиции музея «город победившего авангарда» остаётся верен себе.

Похожие места

Усадьба Татищева в Усть-Волме

Усадьба конца XVIII века в деревне Усть-Волма, известная ныне по имени одного из своих владельцев как усадьба Татищева: на усадебном доме сохранился медальон с гербом этого старинного знатного семейства

Дом Тулиновых

Городская усадьба в стиле ампир, сохранившаяся в центре Воронежа, связана с одной из самых известных династий местных фабрикантов-суконщиков, дворянским родом Тулиновых

Маловишерский стекольный завод

Стекольный завод, работающий сейчас одним из градообразующих предприятий Малой Вишеры, основали в братья Павел и Михаил Курженковы