Институт Корпуса инженеров путей сообщения

Время прочтения: мин.

Первое специализированное учебное заведение, готовящее инженеров-путейцев в России, было основано 20 ноября 1809 года манифестом Александра I.

История института

Автором проекта института стал Августин Бетанкур (1758–1824) — испанский инженер и ученый на русской службе, наиболее известный сейчас как строитель московского Манежа.

Целью будущей школы, как сформулировал ее Бетанкур в пояснительной записке к проекту, было «снабдить Россию инженерами, которые прямо по выходе из заведения могли бы быть назначены к производству всех работ в Империи».

Торжественное открытие института, который возглавил Бетанкур, состоялось 1 ноября 1810 года. Изначально он размещался во дворце князя Юсупова на Фонтанке. Обучение в институте было построено по образцу наиболее передовых на то время технических школ, с которыми Августин Августинович был знаком не понаслышке: парижской Политехнической школы, основанной в 1774 году учителем Бетанкура, Гаспаром Монжем, и французской же Национальной школы мостов и дорог (1747).

Бетанкур возглавлял институт до самой своей смерти, наступившей в июле 1824 года. За эти годы состоялось 12 выпусков инженеров путей сообщения: 149 поручиков, 76 подпоручиков и прапорщиков. А ведь для молодых специалистов не из дворян чин был одной из немногих возможностей выбиться в люди.

Едва появился железнодорожный транспорт, как в 1836 году в институте был открыт курс «Железные дороги», о котором его инициатор профессор Матвей Волков писал: «В истории будут отныне две величайшие эпохи преобразования общества: это введение христианства и введение железных дорог». Уже в 1839 году 35 выпускников института стали первыми в России инженерами-железнодорожниками. Они и специалисты выпусков 1840-х вскоре смогли проявить себя при строительстве Петербурго-Московской магистрали. В их числе можно назвать Павла Мельникова, Николая Крафта, Петра Собко, Николая Миклуху, Федора Сулиму и многих других.

Они и специалисты выпусков 1840-х вскоре смогли проявить себя при строительстве Петербурго-Московской магистрали. В их числе можно назвать Павла Мельникова, Николая Крафта, Петра Собко, Николая Миклуху, Федора Сулиму и многих других.

Инженеры-путейцы С. В. Кербедз, Н. О. Крафт, П. П. Мельников и Д. И. Журавский на литографии, посвященной пятидесятилетию Института. 1859.

Фото: VOSTOCK Photo

До 1864 года институт жил по традициям, заложенным Бетанкуром. Лучших выпускников оставляли для подготовки на звания профессоров, сохранялись установленные чины. Но уже с 1865 года институт выпускает гражданских инженеров с правом на чин коллежского или губернского секретаря. Теперь получить звание инженера путей сообщения выпускник мог лишь при работе в организациях соответствующего министерства.

С 1877 года детище Бетанкура меняет название: теперь это Институт инженеров путей сообщения императора Александра I. С 1880-го — получает статус академии: были упразднены два младших курса, на обучение стали принимать лишь лиц с высшим техническим образованием. Инициатива исходила от ректора, Владимира Соболевского (1809–1882). С одной стороны, он передал музею института уникальные коллекции и организовал первые 12 кафедр, но с другой — его реформа способствовала подрыву репутации заведения.

Лишь в 1890 году ректор Михаил Герсеванов вернул учебному заведению статус института. Вновь заработали первые курсы при пятилетнем сроке обучения, был введен ряд утраченных ранее дисциплин, выпускники стали получать статусный диплом на звание инженера путей сообщения. Также был возвращен совет института, который существует по сей день. В 1905 году совет получил право избирать на пятилетний срок ректора института; этот порядок сохранялся до 1919 года.

В 1930 году институт получает исключительно железнодорожную специализацию, в связи с чем последовало новое переименование — из Ленинградского института инженеров путей сообщения (ЛИИПС) в Ленинградский институт инженеров железнодорожного транспорта (ЛИИЖТ). С 1949 года институт носил имя академика В. Н. Образцова, а сейчас он называется Петербургским государственным университетом путей сообщения императора Александра I.




Похожие истории

Природа, подчиненная архитектору: образцовые проекты русского классицизма и архитектура военных поселений

Система образцового проектирования достигла в России XVIII и первой трети XIX столетий

Бывший дом Минаса Шоршорова — пышный особняк и торговый комплекс

В начале XX века дом купца Шоршорова представлял собой целый торговый комплекс. Сейчас в нем располагается управление Минюста России по Тамбовской области, Музейно-выставочный центр и торговые предприятия.

Строители заводов, строители России: Демидовы в XVIII веке

Хозяйственное освоение огромных территорий Урала и Сибири — строительство заводов, развитие ремесел и торговли, прокладка дорог — стало одним из важнейших достижений России в имперский период ее истории. Особенно большой рывок был сделан на Урале и в Приуралье, и история этого рывка в XVIII веке непредставима без рода Демидовых. 

Сообщить об ошибке
Обязательное поле
Обязательное поле
Обязательное поле
Вы помогаете нам стать лучше, спасибо!
Мы рассмотрим ваше заявление в ближайшее время!