Воронежская область, с. Хреновое
GPS: 51.131920 , 40.293556
В 1776 году Екатерина II пожаловала генерал-аншефу графу Алексею Григорьевичу Орлову-Чесменскому (1737–1807), победителю в Чесменском сражении и брату фаворита императрицы, 120 тыс. десятин в Воронежской губернии, в том числе село Хреновое. На основанном там конном заводе граф вывел две породы лошадей, до сих пор остающихся гордостью России, — орловскую рысистую и орловскую верховую.

Хреновской конный завод и ипподром в наши дни.
Фото: Елизавета Кублицкая
Вывести лошадей выносливых и красивых, способных долго и устойчиво идти резвой рысью, Орлов пытался давно. Однако его опыты разведения в подмосковном селе Остров и в Самарской Луке не увенчались успехом: арабские и европейские лошади гибли. Пал и арабский жеребец Сметанка, приобретенный в 1774 году у турецкого султана за баснословную сумму в 60 тыс. рублей серебром. Но он успел оставить после себя потомство. Лишь через поколение, в 1784 году, появился серый жеребец Барс I, соответствовавший чаяниям графа и ставший родоначальником орловской рысистой породы.
Граф Алексей Григорьевич Орлов (1737–1807).
Фото: VOSTOCK Photo

Анна Алексеевна Орлова-Чесменская (1785–1848).
Фото: VOSTOCK Photo

Воронежская губерния оказалась благоприятным местом для селекции породы: сказывались более теплые зимы и наличие обширных степей для выпаса. Выбор графа пал на село Хреновое, своим появлением обязанное строительству Петром I первых военных кораблей России в Воронеже в начале XVIII века, — здесь обрабатывали лес с берегов реки Битюг. Название пошло от неказистой речки Хреновая.

Н. Сверчков. Граф Алексей Орлов-Чесменский в санях, запряженных Барсом I.
Фото: VOSTOCK Photo
Возведение сохранившегося до сих пор комплекса зданий конного завода в 1818 году, уже после смерти Орлова, завершила его дочь и наследница несметного состояния графиня Анна Орлова-Чесменская (1785–1848). Строительство шло по проекту архитектора Доменико Жилярди. Протяженность комплекса составила более 5 км, площадь крыш — 4,5 га. Неподалеку от конезавода был устроен ипподром.

Здания Хреновского конного завода выстроены по проекту швейцарца Доменико Жилярди.
Фото: VOSTOCK Photo
В 1811 году Анна Алексеевна назначает управляющим крепостного из Острова, талантливого селекционера Василия Ивановича Шишкина (1780–1845). При Шишкине хозяйство отнюдь не ограничивалось коневодством (3 тыс. голов) — число овец достигало 50 тыс., поголовье крупного рогатого скота — 80 тыс. Однако в 1831 году Шишкин покинул Хреновое и основал собственный конезавод. За последующие полтора десятилетия его преемники в Хреновом довели предприятие до плачевного состояния — в 1845 году оно было продано в казну за 6,5 млн рублей ассигнациями и перешло в ведение Главного управления государственного коннозаводства.
Казенное управление Хреновским заводом немало способствовало распространению породы: при Орловых продавать некастрированных жеребцов было запрещено.
Фото: VOSTOCK Photo

В годы Гражданской войны орловских лошадей трижды укрывали на Тамбовщине. Войну пережили менее четырех десятков лошадей. Лучших из них собрали на Хреновской конный завод для восстановления породы. В годы Великой Отечественной часть лошадей эвакуировали на Урал, часть — в Елань.

При Хреновском заводе работали школы наездников. В 1890-х годах в Хреновом преподавал американец Фуллер, один из лучших наездников того времени.
Фото: VOSTOCK Photo
В начале 1950-х годов в Хреновом создали музей коневодства. В 1960 году завод получил статус памятника старины и русского зодчества первой категории и был взят под охрану государства. В 1976 году свой современный вид получил ипподром. В наши дни завод продолжает работать и открыт для туристов.