GPS: 57.0052 , 40.5808
Строительством руководил знаменитый московский архитектор Даниил Фридман. Говорят, во времена СССР здание было настолько известно, что при отправке писем достаточно было написать на конверте: Иваново, Дом-корабль - и все письма доходили до адресатов.
В начале 1920-х годов в центре Иваново планировалось построить два крупных жилых комплекса: Первый и Второй Рабочие Поселки. «Дом-корабль» был спроектирован как часть жилищно-строительного кооперативного товарищества «Второй Рабочий поселок».
Даниил Фридман 1887 – 1950 г.
История Второго Рабочего поселка, расположившегося недалеко от железнодорожного вокзала, между улицами Фурманова и Октябрьской, началась в 1925 году. Он строился одновременно с Первым Рабочим поселком. Они были задуманы в популярной тогда концепции «город-сад»: двухэтажные коттеджи, рассчитанные на несколько семей, окруженные небольшими садовыми участками.
Строительством Первого поселка руководили столичные архитекторы из московского объединения «Стандарт», а возведением Второго занялись местные архитекторы из строительной конторы Иваново-Вознесенского государственного текстильного треста и выпускники инженерно-строительного факультета Иваново-Вознесенского политехнического института.
Как оказалось, у ивановских архитекторов был гораздо более традиционный взгляд на строительство, чем у их московских коллег. Коттеджи Второго поселка по своей планировке и внешнему виду сильно отличались от домов, возведенных мастерами московского бюро. Домики с остекленными верандами, бревенчатой отделкой и небольшими мансардами напоминали не столько новаторский эксперимент архитектуры нового быта, сколько дореволюционные дачи и небольшие загородные особняки эпохи модерна.
Рабочие, поселившиеся в коттеджах, не оценили новое жилье. Они жаловались на высокие взносы, тесноту и шумных соседей, были недовольны внутренней отделкой комнат, устройством водопровода и системы отопления. Да и сам коттедж как архитектурная форма все больше терял популярность, признавался не соответствующим духу времени.
Оказалось, что коттеджный быт укрепляет в жителях «собственнический индивидуализм» и угрожает успеху советской культурной революции.
Решить жилищную проблему с помощью «городов-садов» не получилось, и возведение таких районов в Иваново-Вознесенске прекратилось. Жилищно-строительные кооперативы стали проводить конкурсы на проекты больших многоквартирных комплексов.
На конкурсе, объявленном товариществом «Второго Рабочего поселка», победил проект Даниила Фридмана, члена Ассоциации революционных урбанистов (АРУ). Архитектор предложил построить жилой комплекс из двух пятиэтажных корпусов с просторными квартирами, оснащенными большими кухнями, ванными, кладовками и встроенными шкафами.
Основной корпус «Дома-корабля» предназначался для местной номенклатуры и был расположен вдоль главной улицы города – проспекта Ленина. Перпендикулярно ему, по улице Шестерина, был поставлен еще один корпус для рабочих текстильных фабрик. И если основной корпус назвали «кораблем», то второй местные жители в шутку прозвали «баржей».
Внешний вид первого корпуса действительно напоминает корабль: торец, обращенный к улице Дзержинского, скошен и как бы имитирует носовую часть судна, а восьмиэтажная башня на другом торце здания похожа на корму. Над сплошным ленточным остеклением витрин первого этажа, имитирующим воду, по которой плывет корабль, возвышаются две галереи балконов с металлическими перилами, напоминающие длинные палубы.
Изначально закругленный фасад был выкрашен светло-серой краской, что еще больше напоминало стальной корабль.
Теперь он имеет темно-бордовый цвет и украшен белыми треугольными эркерами и маленькими балкончиками, которые многим напоминают мостики на корабле. Здание второго корпуса имеет простую прямоугольную форму, состоит из 5 этажей и из-за ступенчатого спуска крыши усиливает ощущение динамичности постройки.
«Дом-корабль» считается одним из самых ярких памятников авангардной архитектуры конца 1920-х годов в Иваново. Но для города это было не просто удивительное по архитектуре здание, но еще и удобное жилье, поселиться в котором мечтали многие.
В 1796 году для генерал-губернатора Мельгунова возвели дом. В 1833 году там случился пожар, дом долго не ремонтировали, император распорядился его снести. Руины оказались крепкими, и дом позже восстановили.
Дом калужского купца Зюзина построили в первой четверти XIX века, но промышленник разорился и передал дом дворянскому обществу. В разные годы там располагался госпиталь и госучреждения, с 1950-х годов — школа.
Волховская ГЭС вступила в строй 19 декабря 1926 года, на тот момент она была самой крупной в Европе. ГЭС обеспечивала электроэнергией Ленинград и Волховский алюминиевый завод.