После его смерти Русское техническое общество почтило его память специальным заседанием, на котором Журавского назвали в числе первых отечественных инженеров, наряду с П. Мельниковым и О. Крафтом
Именно благодаря этим именам произошел перелом, и заговорили о русской школе инженеров.
Уроженец села Белое Курской губернии, Дмитрий восьми лет от роду был зачислен в Нежинскую гимназию высших наук князя Безбородко, которую закончил с отличием в 1838 году. Склонность к математике и пример его старшего товарища Николая Миклухи определили дальнейшую судьбу юноши.
После гимназии он поступил в петербургский Институт корпуса инженеров путей сообщения, который блестяще закончил в 1842 году. Его имя как первого по успехам было занесено на мраморную доску. По распределению в том же году он был направлен на изыскания железной дороги Петербург — Москва. Его подготовку и знания отметил один из руководителей строительства, Павел Мельников (1804–1880), который привлек Дмитрия Ивановича вместе с инженером Сильвестром Крутиковым к проектированию мостов строящейся магистрали.
Спроектированный Журавским мост через Веребьинский овраг так впечатлил современников, что даже изображен на постаменте памятника Николаю I на Исаакиевской площади в Петербурге.
Фото: VOSTOCK Photo
За основу Журавский взял систему американца Уильяма Гау и доработал ее. Деревянные раскосы Гау он заменил разновеликими чугунными балками, что значительно снижало вес конструкции и увеличивало прочность. Другим новшеством стала лаборатория, где измерялись пределы прочности элементов конструкции.
Так инженер описывал зарождение сопромата в России:
Ныне дерево для меня лишь строительный материал, который я испытываю машинами на силу прочности и, глядя на него, решаю: то ли его на сваю, то ли на раскос.
Проектируя мосты для железной дороги между Петербургом и Москвой, Журавский должен был учитывать, как сильно местные реки разливаются по весне.
Фото: VOSTOCK Photo
В 1851 году по проекту Журавского была завершена самая сложная конструкция дороги — девятипролетный деревянный мост через Веребьинский овраг. Теория ферм и расчеты, примененные при строительстве, легли в основу его книги «О мостах раскосой системы Гау», отмеченной Демидовской премией Академии наук.
В 1857 году инженера пригласили в Петербург для реставрации сорокаметрового шпиля Петропавловского собора. Эта работа, за ходом которой наблюдала столица, прославила Журавского на всю Россию.
Мост на Николаевской железной дорогe. 1860-e.
Фото: VOSTOCK Photo
После революции монастырь оказался на территории независимой Финляндии и продолжал действовать. После начала советско-финской войны монахи были эвакуированы в Финляндию вместе с чудотворной Коневской иконой. На короткий период с 1941 по 1944 год братия возвращалась на остров — окончательно монахи покинули его в августе 1944 года, найдя впоследствии пристанище в Ново-Валаамском монастыре в Папинниеми, где и хранится сейчас Коневская икона.
Железнодорожный мост через реку Тверцу. 1860
Фото: VOSTOCK Photo
Остров же почти полвека находился в распоряжении военных, пока в 1991 году монастырь не вернули Санкт-Петербургской епархии. За прошедшие три десятилетия были проведены значительные восстановительные работы. Полностью реконструированы собор Рождества Пресвятой Богородицы, храм во имя святителя Николая Чудотворца. В 2020 году завершены реставрационные работы в храме во имя преподобного Арсения.
Русский инженер, изобретатель электрической дуговой сварки
Инженер-новатор, строитель
Строитель железной дороги и модернизатор производства.