GPS: 59.125541 , 31.705970
В России в это время все шире распространялось керосиновое и газовое освещение. Соответственно, рос и спрос на ламповые стекла и абажуры. Через пять лет после открытия оборот завода уже достиг 60 тыс. рублей. В его штате было 100 человек. Сырье частично ввозили из-за границы (сода, поташ, марганец), частично использовали местное.
В 1882 году завод участвовал во Всероссийской художественно-промышленной выставке в Москве. Экспертная комиссия рекомендовала Чудовский завод к награде «за тщательную работу и хорошую массу изделий, а также за разнообразие и дешевизну». Но золотую медаль получила продукция Вышневолоцкого завода купца А. В. Болотина:
совершенно замечательная по своему разнообразию и почти неожиданному изяществу
В 1889 году завод в Чудове выкупил Иван Кузнецов, двоюродный брат «короля русского фарфора» Матвея Кузнецова. К тому времени тут выпускались уже не только ламповые стекла, но и посуда: фужеры, кофейники, сахарницы, молочники.
Средняя заработная плата российского индустриального рабочего в начале 1890-х годов не превышала 190 рублей в год. Рабочие стекольных производств в среднем зарабатывали 245 рублей. Но владельцы предприятий находили способы уменьшить заработок своих рабочих — в первую очередь, через систему штрафов. Иногда в отношения между рабочими и заводом приходилось вмешиваться Министерству финансов Российской империи. В 1894 году министр финансов С. Ю. Витте сообщал министру внутренних дел И. Н. Дурново:
Рабочие Чудовского стекольного завода купца Кузнецова (Новгородской губернии) обратились с жалобой на обременительность взимаемых с них штрафов. Штрафы эти налагаются на основании правил, о которых многие рабочие до поступления на завод ничего не знали, и притом заводовладелец оштрафовал их даже за то, что они просили освободить их от работы по воскресным дням; в доказательство основательности своей жалобы рабочие ссылаются на правила представленной ими расчетной книжки рабочего Белова.
В связи с этим Витте поручил цензурному ведомству заменить тексты старых правил в расчетных книжках на новые.
Кузнецов установил на своем заводе 12–14-часовой рабочий день. В мастерской-«гуте», закопченном здании без вентиляции, и в других цехах использовался и детский труд (под видом передачи навыков от отца к сыну). Применялась система «заборных книжек»: рабочий «под получку» брал в фабричной лавке дорогие и не самые качественные продукты.
В 1918 году завод был национализирован и получил название «Восстание». В советские годы он выпускал в числе прочего хрустальную посуду, стекловату и светильники для Московского метрополитена.
В начале 1990-х годов предприятие обанкротилось и было выкуплено испанским концерном Uralita. Как декларирует новый собственник, производственный центр в Чудово снова стал первым — первым в России заводом по производству «теплоизоляционных материалов нового поколения», открытым европейской компанией.
Стоявшие на пересечении важных трактов, Крестцы терпели ущерб и от опричников Ивана Грозного в 1569 году, и от польско-шведских интервентов в годы Смуты начала XVII века
История Большой ивановской мануфактуры начинается в 1793 году с маленького предприятия, основанного Яковом Куваевым. Работа на его мануфактуре являлась типичным родом деятельности для крестьян села Иванова того времени.
«Алкон» — одно из немногих сохранившихся в России ликероводочных предприятий конца XIX века, и единственный такой завод в Великом Новгороде.