GPS: 57.979759 , 33.254106
В 1700 году построили теплую деревянную церковь, освятить которую прибыл настоятель соседнего Иверского монастыря архимандрит Тарасий по благословенной грамоте митрополита Новгородского Иова (ум. в 1716). Однако и этот храм простоял недолго.
В 1762 году силами прихожан была возведена новая кирпичная Введенская церковь. Храм был исполнен в виде четверика, покрытого куполом с люкарнами.
При нем были трапезная и трехъярусная колокольня со шпилем. В 1788 году был надстроен второй этаж, освященный во имя Вознесения Господня. Нижнюю же часть церкви разделили на приделы: справа — Скорбященский, во имя Пресвятой Богородицы Всех Скорбящих Радости; слева — Трехсвятский, во имя Иоанна Златоуста, Григория Богослова и Василия Великого.
Жемчужиной храма были две иконы древнего письма: храмовая икона Введения в серебряно-вызолоченной ризе и лик святого Николая Чудотворца. Последняя происходила из древней Нерецкой церкви неподалеку от Валдая, упраздненной в XVIII веке.
Стоящая на центральной, торговой площади города Введенская церковь составляла единый ансамбль с валдайским Троицким собором. Только кирпичная версия последнего появилась немногим ранее — в 1744 году.
Введенская церковь на исторической Торговой площади Валдая (ныне — площадь Свободы).
Фото: Екатерина Кобзарь
Пожары 1854 и 1881 годов уничтожили верхний этаж и колокольню, после чего храм Вознесения восстанавливать не стали. При советской власти церковь и вовсе закрыли, с нее сняли главы и купола, заколотили досками окна. Несмотря на проведенные работы по консервации, своды ее позже обрушились. В таком состоянии церковь пребывает и по сей день.
Хошеутовский ламаистский хурул — старейший из буддийских храмов в европейской части России. Его построил нойон Серебджаб Тюмень в память об участии калмыков в Отечественной войне 1812 года.
Церковь Успения построена в 1694 году. В середине XIX века под храм подвели каменный фундамент и обшили тесом. В советские годы старинную церковь использовали как склад.
Старинный монастырь XVI века связан с жизнью рязанского князя Олега Ивановича, который перед своей кончиной принял схиму. Здесь же хранится и княжеская кольчуга, которую 12 лет он носил под монашеской одеждой.