GPS: 58.517535 , 31.295481
Церковь Спаса Преображения относится к традиционным для новгородской архитектуры XIV века храмам: одноглавое четырехстолпное квадратное здание с одной алтарной апсидой. Поражает богатство внешнего декора: окаймление двойными «ползучими» арками, бровки над окошками, бегунец и поребрик, украшающие барабан купола, а также вкладные голгофские кресты — символические изображения в камне Распятия Христа.
Но главное, чем знаменита церковь Спаса на Ильине, — это ее росписи, принадлежащие великому византийскому художнику, работавшему на Руси — Феофану Греку. Достоверных данных о его пребывании в Новгороде очень мало. Согласно поздней летописи, он приехал туда в 1370 году. Восемью годами позже он начинает роспись церкви на Ильине улице.
Фрески Феофана Грека, заштукатуренные в XVII–XVIII веках и раскрытые в ХХ веке, — единственное сохранившееся произведение, несомненно принадлежащее мастеру. Одна из самых знаменитых — изображение Спаса Вседержителя в куполе храма. На барабане изображены праотцы и пророки Илия и Иоанн Предтеча. В апсиде сохранились фрагменты чина святителей и Евхаристии, часть фигуры Богородицы, сцены Крещения, Рождества Христова, проповеди Христа апостолам и «Сошествие во ад». В хорошем состоянии дошли до нас фрески Троицкого придела: фигуры святых, медальоны с их полуфигурами, полуфигура «Богоматери Знамение», престол с подходящими к нему четырьмя святителями, отшельники и столпники. Также можно видеть Ветхозаветную Троицу с Авраамом, фигура которого разрушена, и Саррой: эта сцена изображает визит к ветхозаветному патриарху трех путников-ангелов, которые возвестили, что скоро у престарелой бездетной четы чудесным образом родится сын, будущий патриарх Исаак.
Спас Вседержитель. Роспись купола церкви Спаса Преображения на Ильине улице в Великом Новгороде. 1378 год
Мультимедийный архив отрасли культуры
Фрески Спаса на Ильине имеют художественную ценность мирового значения. В них нашло свое отражение важнейшее течение византийского богословия той эпохи — исихазм, с которым явно был хорошо знаком Феофан Грек. Главной для исихастов является тема Божественного Света («Фаворского», по названию горы, на которой, согласно Евангелию, Христос явился своим ученикам вместе с древними пророками в потоках белого света), который нисходит на святого, сообщает ему благодать и преображает не только его дух, но и плоть. С этой концепцией связана и своеобразная сдержанная, выражающая отрешенность от внешнего мира цветовая гамма фресок, поверх которых нанесены яркие энергичные белые мазки — пробела, изображающие лучи Фаворского света.
Ореол славы окружал имя Феофана уже при жизни. Свидетельствует Епифаний Премудрый, лично знавший художника: «Когда я жил в Москве, был там и преславный мудрец, искуснейший философ Феофан, родом грек, известный книжный художник и лучший живописец среди иконописцев… Он же, казалось, писал сам по себе (то есть без шаблонов-образцов — прим. ред.) и беспрестанно двигался, беседовал с приходящими, но, обсуждая все нездешнее и духовное, внешними очами видел земную красоту».
Чудотворная икона «Знамение» хранилась в церкви Спаса на Ильине до 1350-х гг., когда рядом для нее выстроили Знаменский собор (перестроен в XVII веке).
Фото: Оля Пегова, изображение принадлежит Новгородскому музею-заповеднику
В XIX веке на месте примыкающего притвора со звонницей построили большую теплую паперть с колокольней и двумя приделами. Однако в 1936 году пристройку разобрали.
Храм и фрески заметно пострадали в годы Великой Отечественной войны. В ходе реставрации 1950-х годов внешний вид его был восстановлен в изначальном виде, разве что восьмискатная кровля воспроизводит по форме ту, которую храм приобрел предположительно в XVI веке. Тогда же, после войны, были укреплены и промыты от копоти росписи. Сейчас храм открыт для посещения как часть Новгородского музея-заповедника.
К концу XVIII века на территории Троицкой лавры построили самую высокую колокольню, которую украсили уникальными часами-курантами тульского мастера. Сейчас на 88-метровой постройке расположены 33 колокола.
Церкви Иоанна Предтечи и Рождества Пресвятой Богородицы построены в XVI веке в Рубленом городе — это бывшая Алатырская крепость. Крепость сгорела, но церкви целы по сей день.
Собор Андрея Первозванного построен в 2019 году в традициях средневекового русского деревянного зодчества — знаменитого шатрового стиля. Миниатюрный на вид собор может вместить до 300 прихожан.