GPS: 54.866940 , 37.346670
В конце XVII века село Подмоклово перешло к князю Григорию Федоровичу Долгорукову (1657–1723) в качестве приданного за княжною Марией Ивановной Голицыной. Сподвижник Петра I, полководец и дипломат, много путешествовавший по Европе, Долгоруков решает построить рядом со старой деревянной церковью новый храм, для чего 1 мая 1714 года заключает контракт с каменщиком Андреем Опуриным. При этом церковное разрешение на строительство он запрашивает только в июле, а значит, в его получении не сомневается.
Едва успели начаться работы, которыми руководил военнопленный шведский офицер Лоренц фон Фикин, как Петр издал указ о запрете каменного строительства по всей стране, кроме Петербурга (9 октября 1714 года). Стройка в Подмоклове на некоторое время замерла, пока Долгоруков не получил высочайшее изволение на продолжение строительства. Позже Фикина сменил голландец Краффорт. Но, как оказалось, он лишь выдавал себя за архитектора, а на деле был простым каменщиком. Строительство вновь замерло, пока 5 мая 1718 года Долгоруков не пригласил артель Ивана Каландина. А уже летом 1720 года в Подмоклове появилась московская артель резчиков во главе с Иваном Афанасьевым Зиминым, которых князь пригласил украсить храм белокаменными скульптурами и рельефами.
Построить князю Долгорукову «церковь по церклю круглую по чертежю, по повелению иноземца Лоренца фон Фикина» каменщики из села Красное подрядились 1 мая 1714 года.
Фото: VOSTOCK Photo
К августу 1723 года, когда умирает Григорий Федорович, храм уже близился к завершению. И вновь стройка остановилась — сын и наследник Сергей не стал сразу продолжать дело отца, а в 1730 году, при Анне Иоанновне, весь клан Долгоруковых подвергся репрессиям. Их имущество, включая подмокловское поместье с недостроенной церковью, конфисковали в пользу казны. Храм смог достроить лишь внук Григория — секунд-майор князь Николай Сергеевич Долгоруков (ум. в 1784). В 1754 году доделали иконостас, вставили окна и двери, и церковь наконец освятили — через 40 лет после начала строительства.
Раскрашенные скульптуры на крыше первого яруса храма в Подмоклово. Съемка с разрушенной позднее колокольни. 1936.
Фото: VOSTOCK Photo
Архитектура подмокловского храма — прекрасный образец двусветной ротонды, перекрытой высоким куполом и завершенной световым барабаном. Храм окружен открытой аркадой с шестнадцатью подпорными столбами, а ее балюстрада украшена шестнадцатью статуями — фигурами двенадцати апостолов и четырех евангелистов. Это революционное для России петровского времени сооружение, при строительстве которого Долгоруков мог вдохновляться ротондами, виденными им в Италии.
Под покровительством Долгорукова (а возможно, и за его авторством) вышло первое в России сочинение, посвященное архитектуре (в Венеции в 1699 году). В качестве ближайшей возможной модели для Подмоклова иногда называют нереализованный проект церкви-ротонды для римского Колизея за авторством важного зодчего итальянского барокко Карло Фонтаны (163?–1714).
Стены подмокловского фасада украшены белокаменной резьбой в виде фриза из фруктовых гирлянд, головками херувимов, филенками с цветочным орнаментом, резными пилястрами. Скульптуры, как и весь фасадный декор, выполнены из мячковского белого камня с каменоломен в районе подмосковного Домодедова.
В 1980-е годы несколько подмокловских скульптур пали жертвой вандализма. Сейчас на здании можно видеть копии, а оригиналы находятся внутри храма и в серпуховском музее.
Фото: VOSTOCK Photo
Скульптура для России XVIII века была новым явлением. Русская православная традиция объемных изображений фактически не знала, а статуи святых в европейском вкусе на фасадах храмов появляются в России только в петровское время, и позволить себе такое радикальное новшество могут только наиболее приближенные к царю-реформатору вельможи: князь Борис Голицын, затеявший на вершине своего могущества, около 1690 года, строительство Знаменской церкви в Дубровицах, всесильный Александр Меншиков (Меншикова башня в Москве, 1704–1707, изначально была украшена статуями), а в начале 1720-х — и Долгоруков.
Главной святыней храма с 1848 года почитался список почитаемой Владимирской иконы Божией Матери, остановивший эпидемию холеры.
«Дикой, возмутительной фантазией» назвала изображение Лермонтова на картине Страшного суда в Подмоклово столичная газета «Северный курьер» в 1900 году.
Фото: VOSTOCK Photo
В 1875 году церковный староста Тимофей Иванович Каштанов заложил арочные проемы кольцевой паперти для утепления храма. Благодаря ему же в 1882 году храм был расписан, а в церковном притворе появилась картина «Страшный суд». Позже в одном из грешников нашли сходство с поэтом Лермонтовым, что вызвало изрядный скандал. В 1934 году картину отправили на реставрацию, и в Подмоклово она так и не вернулась; сейчас ее можно видеть в Государственном музее истории религии в Санкт-Петербурге.
Церковь Рождества Богородицы в Подмоклове.
Фото: TripAdvisor
В 1893 году храм отремонтировали на средства церковного старосты, серпуховского купца Василия Ивановича Каштанова. Службы в храме прекратились в 1937 году, а священник Иоанн Александрович Раевский был арестован. Позже здание использовали как зернохранилище. В 1980-е годы вандалы сильно повредили пять украшавших храм статуй. Скульптуры восстановили в 1988–1995 годах специалисты Всероссийского художественного научно-реставрационного центра им. И. Э. Грабаря. В 1983–1994 годах были заново открыты арки кольцевой паперти, заложенные в 1875 году.
В 1992 году храм Рождества Богородицы в Подмоклове возвратили Русской Православной Церкви. Благодаря новому настоятелю храма уникальная постройка стала редким для современной России примером научной реставрации. Работы по восстановлению ведутся с 2009 года.
Скорбященская церковь — старейший храм в самом центре Краснодара. Ее история началась практически с момента основания города.
С 1930 года по конец 1980-х на Сахалине не было ни одного действующего православного храма. Собор Воскресения Христова стал первым после этого перерыва. С 7 января 1995 года собор открыт для прихожан.
Благовещенский собор в Йошкар-Оле заложили в 2010 году. Своими формами он напоминает знаменитый собор Спаса на Крови в Санкт-Петербурге. Собор построен в русском стиле, его высота — 72 метра.