GPS: 57.339910 , 28.351516
Остров в центре города, на котором стоит церковь, в средневековье был крепостью, но сейчас об этом напоминают лишь остатки каменных стен: во время Великой Отечественной древние укрепления были разобраны на щебень для ремонта дорог.
Церковь Николая Чудотворца и стены Островской крепости. 1941.
Фото: VOSTOCK Photo
Первое известное нам упоминание о церкви встречается в псковской летописи под 1543 годом: «того же лета поставиша в Острове городе святаго Николу...». Заказчиками храма, построенного из местного известняка, стали Захарий, Николай и Мария. До наших дней сохранились фрагменты надписи на поясе из керамических плиток под куполом: «Совершен бысть храм святаго Николы при Великом князе Иване Васильевиче… [старосты] церковныя Ларивон Левоньтеев да Михаила Кузмин Кюрила Григорьев сын Иван сее...». На обратной стороне плиток с этой надписью сохранились и имена мастеров: резчика Давыда и плотника Тимохи. Эти же два имени были обнаружены и на керамических надгробиях подземного некрополя в Псково-Печерском монастыре.
Храм святого Николая Чудотворца в наши дни.
Фото: Екатерина Кобзарь
Алтарь церкви ориентирован не совсем строго на восток, как предполагает православный канон, а значительно отклоняется к северу. По местной легенде, алтарь храма как бы развернут в сторону Пскова — как дань уважения и подчинения этому городу, чьим «пригородом» в республиканские времена был Остров.
Первоначально у церкви не было пристроек. Однако в 1553 году каменщики Назарий и Кирилл возвели придел Преображения Господня. В следующим столетии был пристроен притвор.
До 1853 года, когда через Великую перекинули цепные мосты, попасть на остров с Никольской церковью можно было только по временным мостикам или на пароме.
Фото: VOSTOCK Photo
До XVIII века церковь дошла в таком виде: «Каменная, крыта тесом, на ней глава обита жестью вновь, крест на оной главы железной рогатной позлащенной. Колокольня каменная, на ней четыре колокола, два больших, да два маленьких». В 1802 году над притвором была построена новая двухъярусная колокольня.
Цепной мост 1853 года и Никольская церковь в наши дни.
Фото: Екатерина Кобзарь
В XVIII–XIX веках восьмискатные кровли придела и четверика заменили на четырехскатные. Позже, в середине XX века, церкви вернули первоначальный облик.
Как предполагают исследователи, именно из этого храма может происходить «Сошествие во ад» первой половины XVI века, ныне выставленное в Русском музее Санкт-Петербурга.
До 1792 года, когда построили Троицкий собор, Никольская церковь, также известная, как Никола на Городище или Никола в Застенье, была главным храмом города.
Фото: Екатерина Кобзарь
После революции храм был закрыт, а во время Великой Отечественной войны зданию был нанесен серьезный ущерб: выбило окна, в стенах были трещины, местами провалилась крыша, был серьезно поврежден купол.
Снова действующей церковь стала в 1962 году, а уже на следующий год началась реставрация, вернувшая церкви ее изначальный вид — до перестроек XVIII–XIX века.
В середине XIX века в Ставрополе возвели собор Андрея Первозванного. Большой однокупольный собор в модном тогда псевдорусском стиле отчасти копировал и элементы византийского зодчества.
Построенный в 1851 году Спасо-Преображенский собор поражает своей красотой и размерами. После революции его хотели взорвать, но планам помешала война. В 1990-х собор вернули верующим и отреставрировали.
Богоявленская церковь начала свою историю в 1630-х годы. Перестроенная в камне постройка не вполне обычна по композиции, а среди декора явственно выделяется фрагмент «Тайной вечери» конца XIX века.