GPS: 55.59072 , 38.51561
Двоюродный брат короля российского фарфора Матвея Кузнецова, Иван Емельянович (1850 — ок. 1919) и сам был крупнейшим производителем фарфора на северо-западе империи. Его четыре предприятия производили около 25 млн изделий в год.
К столетию победы над Наполеоном купец-старообрядец решает построить в гжельском селе, откуда вышел их род, храм: до того молитвенный дом общины находился в обычном жилом здании. Автором проекта стал личный архитектор Кузнецова, молодой Борис Великовский (1878–1937) — будущий конструктивист и учитель братьев Весниных.
В центральной части этого замечательного здания в стиле модерн находится восьмигранный шатер с луковичной главой и стилизованные закомары — которые, помимо прочего, играют роль резонаторов при звоне колоколов. Между арками расположены вставки из сегментов колец. Скромный орнамент и общая черно-белая гамма здания придает ему крайне суровый облик.
С востока и с запада к церкви примыкают полукруглые выступы. Колокольня украшена небольшим шатром с луковичной главой и установлена ниже церкви.
Для своего храма Кузнецов заказал потрясающий фарфоровый иконостас, утраченный в советские годы. В создании алтаря участвовали гжельские гончары Дунашёвы и Алексеевы. По преданию, это была копия алтаря, удостоенного гран-при на Парижской выставке 1900 года и приобретенного для храма в Чехии.
Под зданием предполагалось разместить семейный склеп Кузнецовых. На кладбище при церкви сохранилось надгробие Сидора Терентьевича Кузнецова — отца «фарфорового короля» Матвея Кузнецова. В Гжельском краеведческом музее можно увидеть благодарственное письмо прихожан церкви Ивану Емельяновичу и его супруге по случаю освящения храма и приюта-богадельни для престарелых и неимущих.
Церковь принадлежала старообрядцам-неокружникам. Первым священнослужителем стал Петр Иванович Плевин, из крестьян деревни Глухово Ярославской губернии. Уже после революции, с 1922 по 1926 год, место священнослужителя занял Мартиниан Салин, уроженец гжельского села Игнатьево.
В 1929 году церковь закрыли после доноса на священника: тот-де тайно проводил венчание. Здание использовали сначала как керосиновую лавку, а затем как склад.
С конца 1980-х годов здесь начали проводить реставрационные работы. Храм открыли в 1990 году, а с 1991-го священником стал отец Василий (Пчелинцев). Храм вернули общине старообрядцев, теперь он принадлежит Древлеправославной Церкви (Новозыбковская архиепископия). Реставрация идет и по сей день благодаря спонсорам и членам общины. Укрепили основание храма, восстановили его внутри и снаружи, расписали иконы.
Единственная деревянная церковь города, сохранившаяся с 1625 года. Она чудом избежала разрушения в середине XIX века. Сейчас церковь во многом утратила уникальное убранство, но часть росписей сохранилась.
Величественную мечеть в Майкопе построили к 2000 году на средства арабского принца. История ее создания уходит корнями в прошлое адыгов. Это один из самых красивых мусульманских храмов на Кавказе.
Армянская церковь появилась в городе не позднее первой половины 1870-х годов. В течение долгих лет она служила центром духовной жизни армянских жителей города. Однако сейчас в здании расположен торговый центр.