Церковь Благовещения в Аркажах

Время прочтения: мин.

Новгородская область

GPS: 58.493024 , 31.250260

Озеро Мячино на окраине Новгорода, на пути к Юрьеву монастырю, стало в XII столетии излюбленным местом для строительства обителей. В 1153 году здесь основал Успенский монастырь архиепископ Аркадий (1156–1165), от которого местность и получила название Аркажи. А через четверть века, в 1179 году, по соседству построил Благовещенскую обитель преемник Аркадия на новгородской кафедре архиепископ Илья (1165–1186) совместно со своим братом Гавриилом.

Илья этот, известный также под схимническим именем Иоанн, был крупным политическим деятелем своей эпохи (например, он ездил во Владимир для переговоров с Андреем Боголюбским), хотя потомкам он больше всего запомнился своим легендарным полетом на бесе в Иерусалим. Еще одна легенда связана с самим Благовещенским монастырем: когда владыке не хватало денег на завершение строительства, он помолился Богородице и утром перед церковью явился конь с притороченными к седлу сумами, полными золота и серебра, которых хватило не только на постройку, но и на роспись, книги, иконы и утварь.

Благовещенская церковь открывает новый этап в новгородском зодчестве. Архиепископ Нифонт (1130–1156) перевел в 1130-е годы владычную артель в Ладогу и Псков, так что в самом Новгороде каменное строительство замерло на треть века. Первым после долгого перерыва, в 1167 году, по заказу богатого купца Сотко Сытинича, прототипа былинного купца Садко, был построен храм святых Бориса и Глеба в Детинце. Но если эта церковь еще ориентировалась на княжеские постройки Новгорода первой трети XII века (церковь Благовещения на Городище, Николо-Дворищенский собор, соборы Юрьева и Антониева монастырей), то Благовещенская церковь на Мячине воспроизводит опыт артели, работавшей в Ладоге и Пскове.

Церковь Благовещения в Аркажах.

Фото: Екатерина Кобзарь

Церковь средних размеров, кубическая, с тремя полукруглыми апсидами, на четырех подкупольных столпах, но для наблюдателя изнутри это неочевидно, потому что восточные опоры купола соединены с боковыми стенами. Снаружи фасады имеют трехчастное деление и позакомарное покрытие. К сожалению, мы не знаем, как выглядело оригинальное завершение здания: в XVI веке и в 1682–1684 годах обрушившиеся купол и своды были заменены новыми, с типичными щипцовыми (двускатными) завершениями. К XVII веку относятся и фигурные наличники расширенных окон.

Через десять лет после постройки, в 1189 году, храм был полностью расписан. Программа росписей, следуя традиции, начатой фресками Мирожского монастыря во Пскове и Георгиевской церкви в Старой Ладоге, сочетает в себе детальный пересказ сюжетов Писания, житий святых и обилие богословски насыщенных образов. Сейчас фрески сохранились, к сожалению, только на боковых стенах (Рождество на южной и Успение на северной) и в алтаре — остальные росписи погибли при перестройке храма в XVII веке. В центральной апсиде помещена Служба святителей.

Этот сюжет обычно предполагает изображение Христа в образе Младенца, Спаса Эммануила, приносящего Жертву во спасение мира. Здесь же Христос представлен на престоле, в миндалевидном ореоле (мандорле) и с Тетраморфом (объединенные образы Льва, Быка, Орла и Человека — символов четырех евангелистов). Он предстает в этой росписи не младенцем, как можно было бы ожидать в этом сюжете, а юношей — как в раннехристианских памятниках, и при этом образ напоминает о Богоявлении как реализации видений древних пророков.

Эта уникальная иконография связывает роспись Аркажей не только с раннехристианской традицией, но и с актуальной богословской полемикой в Византии второй половины XII века.

Церковь в Аркажах до реставрации.

Фото: VOSTOCK Photo

В северной апсиде (жертвеннике) помещен цикл жизни Богородицы, насчитывавший около 20 сцен, в том числе подробный рассказ об обручении Марии и Иосифа. Некоторые композиции уникальны, например с Иосифом, ведущим Марию к себе домой. В южной апсиде (дьяконнике) — не менее уникальный, на редкость подробный цикл жития святого Иоанна Предтечи. Сохранившиеся сцены нижних регистров рассказывают историю его мученической кончины; представлена Саломея, танцующая перед царем Иродом и намеревающаяся попросить у него в награду голову Иоанна; а также история трех обретений его главы.

Художественный стиль фресок — суровый и аскетичный, художники не стремятся следовать классическим идеалам красоты, сознательно отказываются от них в пользу внутренней духовной напряженности образов, выражающейся в угловатых контурах, стилизованных чертах ликов, пронзительных взглядах, резких ярких пробелах

Сравнение фресок Аркажей с современными им памятниками, например с росписями церкви Святого Георгия в Старой Ладоге, лишний раз показывает, каким разнообразным был художественный мир Новгородской земли в домонгольское время. В декорации Благовещенской церкви сочетается несомненное единство с общими для всего византийского мира монашески-аскетическими идеалами, с одной стороны, и принадлежность к местной традиции — с другой.

Хотя Благовещенский монастырь на Мячине был одним из самых богатых и почитаемых в Новгороде, история его известна не очень хорошо. Здесь жил на покое и был погребен архиепископ Феоктист (1299–1308). В 1764 году, когда монастырские земли конфисковывали в пользу государства, обитель упразднили, а мощи святителя Феоктиста перенесли в Юрьев монастырь.

А вот после закрытия Юрьева монастыря в 1930-х годах верующие перенесли в Аркажи останки его настоятеля, архимандрита Фотия, и графини Анны Орловой-Чесменской, которые были захоронены на местном кладбище, у южной апсиды храма. Каменная паперть и колокольня с десятью колоколами были уничтожены в 1930-е годы. Храм неоднократно реставрировался, наиболее капитально — в 1959–1961 и 2009 годах. Сейчас Благовещенская церковь, внесенная в список Всемирного наследия ЮНЕСКО, действует как часть Новгородского музея-заповедника. В настоящее время в Аркажах ведутся археологические раскопки под руководством члена-корреспондента Российской академии наук Владимира Валентиновича Седова.



Похожие места

Протестантская кирха и католический костел

В XIX веке в Рязани появилось значительное количество католиков и протестантов — в основном это были предприниматели, чиновники и офицеры расквартированных в городе полков. В связи с этим встал вопрос о строительстве специальных зданий.

Спасский кафедральный собор. Архитектурная доминанта и духовный центр города

Спасский кафедральный собор построили на месте церкви Всемилостивого Спаса в XVII веке. Собор не пережил революцию — в 1937 году его взорвали, а позже построили уже его копию.

Новоторжский Борисоглебский монастырь

Монастырь в Торжке, посвященный первым русским святым-страстотерпцам Борису и Глебу, по преданию, был основан в середине XI века. Так утверждается в гораздо более позднем житии преподобного Ефрема Новоторжского.

Сообщить об ошибке
Обязательное поле
Обязательное поле
Обязательное поле
Вы помогаете нам стать лучше, спасибо!
Мы рассмотрим ваше заявление в ближайшее время!