GPS: 58.493024 , 31.250260
Илья этот, известный также под схимническим именем Иоанн, был крупным политическим деятелем своей эпохи (например, он ездил во Владимир для переговоров с Андреем Боголюбским), хотя потомкам он больше всего запомнился своим легендарным полетом на бесе в Иерусалим. Еще одна легенда связана с самим Благовещенским монастырем: когда владыке не хватало денег на завершение строительства, он помолился Богородице и утром перед церковью явился конь с притороченными к седлу сумами, полными золота и серебра, которых хватило не только на постройку, но и на роспись, книги, иконы и утварь.
Благовещенская церковь открывает новый этап в новгородском зодчестве. Архиепископ Нифонт (1130–1156) перевел в 1130-е годы владычную артель в Ладогу и Псков, так что в самом Новгороде каменное строительство замерло на треть века. Первым после долгого перерыва, в 1167 году, по заказу богатого купца Сотко Сытинича, прототипа былинного купца Садко, был построен храм святых Бориса и Глеба в Детинце. Но если эта церковь еще ориентировалась на княжеские постройки Новгорода первой трети XII века (церковь Благовещения на Городище, Николо-Дворищенский собор, соборы Юрьева и Антониева монастырей), то Благовещенская церковь на Мячине воспроизводит опыт артели, работавшей в Ладоге и Пскове.
Церковь Благовещения в Аркажах.
Фото: Екатерина Кобзарь
Церковь средних размеров, кубическая, с тремя полукруглыми апсидами, на четырех подкупольных столпах, но для наблюдателя изнутри это неочевидно, потому что восточные опоры купола соединены с боковыми стенами. Снаружи фасады имеют трехчастное деление и позакомарное покрытие. К сожалению, мы не знаем, как выглядело оригинальное завершение здания: в XVI веке и в 1682–1684 годах обрушившиеся купол и своды были заменены новыми, с типичными щипцовыми (двускатными) завершениями. К XVII веку относятся и фигурные наличники расширенных окон.
Через десять лет после постройки, в 1189 году, храм был полностью расписан. Программа росписей, следуя традиции, начатой фресками Мирожского монастыря во Пскове и Георгиевской церкви в Старой Ладоге, сочетает в себе детальный пересказ сюжетов Писания, житий святых и обилие богословски насыщенных образов. Сейчас фрески сохранились, к сожалению, только на боковых стенах (Рождество на южной и Успение на северной) и в алтаре — остальные росписи погибли при перестройке храма в XVII веке. В центральной апсиде помещена Служба святителей.
Этот сюжет обычно предполагает изображение Христа в образе Младенца, Спаса Эммануила, приносящего Жертву во спасение мира. Здесь же Христос представлен на престоле, в миндалевидном ореоле (мандорле) и с Тетраморфом (объединенные образы Льва, Быка, Орла и Человека — символов четырех евангелистов). Он предстает в этой росписи не младенцем, как можно было бы ожидать в этом сюжете, а юношей — как в раннехристианских памятниках, и при этом образ напоминает о Богоявлении как реализации видений древних пророков.
Эта уникальная иконография связывает роспись Аркажей не только с раннехристианской традицией, но и с актуальной богословской полемикой в Византии второй половины XII века.
Церковь в Аркажах до реставрации.
Фото: VOSTOCK Photo
В северной апсиде (жертвеннике) помещен цикл жизни Богородицы, насчитывавший около 20 сцен, в том числе подробный рассказ об обручении Марии и Иосифа. Некоторые композиции уникальны, например с Иосифом, ведущим Марию к себе домой. В южной апсиде (дьяконнике) — не менее уникальный, на редкость подробный цикл жития святого Иоанна Предтечи. Сохранившиеся сцены нижних регистров рассказывают историю его мученической кончины; представлена Саломея, танцующая перед царем Иродом и намеревающаяся попросить у него в награду голову Иоанна; а также история трех обретений его главы.
Художественный стиль фресок — суровый и аскетичный, художники не стремятся следовать классическим идеалам красоты, сознательно отказываются от них в пользу внутренней духовной напряженности образов, выражающейся в угловатых контурах, стилизованных чертах ликов, пронзительных взглядах, резких ярких пробелах
Сравнение фресок Аркажей с современными им памятниками, например с росписями церкви Святого Георгия в Старой Ладоге, лишний раз показывает, каким разнообразным был художественный мир Новгородской земли в домонгольское время. В декорации Благовещенской церкви сочетается несомненное единство с общими для всего византийского мира монашески-аскетическими идеалами, с одной стороны, и принадлежность к местной традиции — с другой.
Хотя Благовещенский монастырь на Мячине был одним из самых богатых и почитаемых в Новгороде, история его известна не очень хорошо. Здесь жил на покое и был погребен архиепископ Феоктист (1299–1308). В 1764 году, когда монастырские земли конфисковывали в пользу государства, обитель упразднили, а мощи святителя Феоктиста перенесли в Юрьев монастырь.
А вот после закрытия Юрьева монастыря в 1930-х годах верующие перенесли в Аркажи останки его настоятеля, архимандрита Фотия, и графини Анны Орловой-Чесменской, которые были захоронены на местном кладбище, у южной апсиды храма. Каменная паперть и колокольня с десятью колоколами были уничтожены в 1930-е годы. Храм неоднократно реставрировался, наиболее капитально — в 1959–1961 и 2009 годах. Сейчас Благовещенская церковь, внесенная в список Всемирного наследия ЮНЕСКО, действует как часть Новгородского музея-заповедника. В настоящее время в Аркажах ведутся археологические раскопки под руководством члена-корреспондента Российской академии наук Владимира Валентиновича Седова.
В XIX веке в Рязани появилось значительное количество католиков и протестантов — в основном это были предприниматели, чиновники и офицеры расквартированных в городе полков. В связи с этим встал вопрос о строительстве специальных зданий.
Спасский кафедральный собор построили на месте церкви Всемилостивого Спаса в XVII веке. Собор не пережил революцию — в 1937 году его взорвали, а позже построили уже его копию.
Монастырь в Торжке, посвященный первым русским святым-страстотерпцам Борису и Глебу, по преданию, был основан в середине XI века. Так утверждается в гораздо более позднем житии преподобного Ефрема Новоторжского.