Цепные мосты через реку Великую

Остров, Псковская область

GPS: 57.340370 , 28.352362

В центре города Острова можно видеть пару уникальных цепных транспортных мостов 1850-х годов. Это единственное сооружение такого рода в России. Мосты соединяют два берега реки Великой через островок в центре, давший в свое время название городу, — Остров появился как стратегическая крепость Псковской республики в этом легко обороняемом месте.

История цепных мостов


До середины XIX века, когда Остров давно превратился в тихий уездный город, постоянной переправы через реку Великую в нем не было. Попасть с одного берега на другой зимой можно было по льду, а в теплое время года — по временному деревянному мосту, который почти ежегодно смывало половодьем. Ситуация начала меняться только в царствование Николая I, когда Великая оказалась естественной преградой на пути Динабургского шоссе, которое должно было связать Петербург с Динабургом (нынешним Даугавпилсом).

Первый проект, составленный в 1837 году, предполагал строительство моста на каменных быках с арочными пролетами. Николай I отклонил его, предложив решить проблему «мостом на плотах по образцу строящегося в г. Ковно». Однако оказалось, что строение дна реки не позволяет забивать в него сваи, к которым должны были бы крепиться с помощью якорей плоты моста.

В 1841 году появился новый проект, в основу которого легла американская решетчатая система. Но тут свои коррективы внесла природа. Сильнейший паводок 1851 года снес часть домов у реки, а также материалы для стройки. Посланный для выяснения ситуации инженер-полковник барон А. И. Дельвиг (1813–1887), двоюродный брат поэта, указал на недостатки проекта и предложил взамен проект цепных мостов капитан-инженера М. Я. Краснопольского.

Проект Краснопольского с трудом проходил бюрократические препоны. Нужные цепи удалось сковать только в Англии. 30 сентября 1853 года в четыре часа пополудни по мостам совершил прогулку ехавший из Ковно (современного Каунаса) в Петербург Николай I, который «остался вполне довольным и несколько раз изволил повторить, что мосты красивы и очень хороши».


Краснопольский был награжден орденом Святой Анны второй степени. 3 ноября 1853 года 90-метровые мосты были введены в эксплуатацию. Их строительство обошлось в 294 200 рублей. Изначально фермы мостов были деревянными. На металлические их заменили в 1920-е годы. При отступлении в 1944 году немцы взорвали южный мост, но его быстро восстановили. Ныне мосты пешеходные: для транспорта их закрыли после строительства объездной дороги в 1980 году.



Похожие места

Веребьинский мост

Одним из самых сложных инженерных сооружений на магистрали был девятипролетный деревянный мост через Веребьинский овраг. Спроектированная инженером Дмитрием Журавским железнодорожная переправа стала самой длинной на тот момент в России

Мост Белелюбского

Со второй половины XIX столетия транспортные проблемы стали нарастать. Было принято решение соорудить постоянный мост, и разработку проекта в 1893 году городская управа доверила профессору Института путей сообщения Николаю Белелюбскому