Остров, Псковская область
GPS: 57.340370 , 28.352362
В центре города Острова можно видеть пару уникальных цепных транспортных мостов 1850-х годов. Это единственное сооружение такого рода в России. Мосты соединяют два берега реки Великой через островок в центре, давший в свое время название городу, — Остров появился как стратегическая крепость Псковской республики в этом легко обороняемом месте.
История цепных мостов
До середины XIX века, когда Остров давно превратился в тихий уездный город, постоянной переправы через реку Великую в нем не было. Попасть с одного берега на другой зимой можно было по льду, а в теплое время года — по временному деревянному мосту, который почти ежегодно смывало половодьем. Ситуация начала меняться только в царствование Николая I, когда Великая оказалась естественной преградой на пути Динабургского шоссе, которое должно было связать Петербург с Динабургом (нынешним Даугавпилсом).
Первый проект, составленный в 1837 году, предполагал строительство моста на каменных быках с арочными пролетами. Николай I отклонил его, предложив решить проблему «мостом на плотах по образцу строящегося в г. Ковно». Однако оказалось, что строение дна реки не позволяет забивать в него сваи, к которым должны были бы крепиться с помощью якорей плоты моста.

В 1841 году появился новый проект, в основу которого легла американская решетчатая система. Но тут свои коррективы внесла природа. Сильнейший паводок 1851 года снес часть домов у реки, а также материалы для стройки. Посланный для выяснения ситуации инженер-полковник барон А. И. Дельвиг (1813–1887), двоюродный брат поэта, указал на недостатки проекта и предложил взамен проект цепных мостов капитан-инженера М. Я. Краснопольского.

Проект Краснопольского с трудом проходил бюрократические препоны. Нужные цепи удалось сковать только в Англии. 30 сентября 1853 года в четыре часа пополудни по мостам совершил прогулку ехавший из Ковно (современного Каунаса) в Петербург Николай I, который «остался вполне довольным и несколько раз изволил повторить, что мосты красивы и очень хороши».

Краснопольский был награжден орденом Святой Анны второй степени. 3 ноября 1853 года 90-метровые мосты были введены в эксплуатацию. Их строительство обошлось в 294 200 рублей. Изначально фермы мостов были деревянными. На металлические их заменили в 1920-е годы. При отступлении в 1944 году немцы взорвали южный мост, но его быстро восстановили. Ныне мосты пешеходные: для транспорта их закрыли после строительства объездной дороги в 1980 году.