Андрей Виноградов,
Высшая школа экономики
Панорама Смоленска. На переднем плане крепостная стена рубежа XVI–XVIII веков.
Фото: VOSTOCK Photo
Смоленск всегда был связующим звеном между разными странами и культурами. Город возник на водоразделе, где берут свое начало Западная Двина, текущая в Балтику, Ока, ведущая в Волгу, Днепр, несущий свои воды к Черному морю, и Ловать, впадающая в озеро Ильмень, а оттуда через Волхов, Ладожское озеро и Неву можно попасть в Финский залив. Купцы, шедшие путем «из варяг в греки», здесь должны были либо продавать или обменивать свои товары, либо перетаскивать свои суда волоком. Неслучайно одна из версий происхождения имени Смоленска связана со смолением лодок.
Поход Вещего Олега на Смоленск. Миниатюра из Радзивилловской летописи. XV век.
Фото: VOSTOCK Photo
Другие гипотезы связывают это имя с рекой Смольней или с племенем смолян, которое было известно на Дунае. Некие славяне, которых позднее станут известны под именем кривичей, действительно пришли в конце VIII века в эти края, где прежде, с IV века, жило балтское племя, носитель Тушемлинской археологической культуры. Однако когда в 12 км западнее нынешнего Смоленска, у современного поселка Гнёздово, возникнет крупное селище, там уже будет большая скандинавская община. Со временем оно превратилось в огромное торговое поселение (возможно, называвшееся Свинеск), где встречались купцы с юга и севера. Археологи нашли в Гнёздове как византийские и арабские монеты, так и скандинавские подвески и «молоточки Тора». В Гнёздове сохранились многочисленные погребения, в том числе курганные, с богатым инвентарем, включающим в себя украшения и оружие (особенно мечи). Однако к началу XI века Гнёздово начинает угасать, и главным городским центром в этих краях становится Смоленск.
Первые археологические находки в Гнёздове сделали рабочие, прокладывавшие через эти места в 1867 году железную дорогу.
Фото: VOSTOCK Photo
К настоящему времени археологи обнаружили в Гнёздове одно из самых больших скоплений курганов в Европе.
Фото: VOSTOCK Photo
Уже к Х веку поселение в Гнёздове превратилось в крупнейший городской центр.
Фото: VOSTOCK Photo
Долгое время многие ученые вообще считали, что древнейший Смоленск, упомянутый в «Повести временных лет» под 882 годом, находился на Гнёздовском городище. Однако находки последних лет на Соборной горе Смоленска показали, что поселение, пусть и небольшое, существовало здесь уже с Х века. В середине того же столетия византийский император Константин Багрянородный в своем трактате «Об управлении империей» упоминает Смоленск (под названием Милиниска) среди важнейший торговых центров Руси, наряду с Новгородом, Киевом, Вышгородом, Черниговом и Любечем.
Клады византийских и арабских монет позволяют археологам проследить торговые связи раннего средневековья.
Фото: VOSTOCK Photo
Хотя до середины XI века в Смоленске не было своего князя, город постоянно посещали киевские правители. В 1015 году в окрестностях Смоленска, на реке Смядыни, разыгралась одна из самых драматичных сцен междоусобной войны сыновей Владимира Святославича: по приказу только что покинувшего Смоленск Святополка был убит его брат Глеб. Вместо со своим братом Борисом, убитым чуть ранее, Глеб был причислен к лику святых, а на месте его гибели позднее построили каменный храм.
После смерти князя Владимира (1015) его старший сын Святополк приказал убить своих братьев Бориса и Глеба. В 1072 году они были канонизированы, став первыми русскими святыми.
Фото: VOSTOCK Photo
Руины Борисоглебского собора на Смядыни, возведенного на месте убийства Глеба. 1909.
Фото: VOSTOCK Photo
Борисоглебский храм на Смядыни (XII век). План по результатам раскопок 1908 года.
Фото: VOSTOCK Photo
Смоленск становится центром самостоятельного княжества только в 1054 году, когда Ярослав Мудрый перед смертью дает его в удел своему младшему сыну Вячеславу. Но через три года тот скончался, и Смоленск достался его брату Игорю. Однако после кончины Игоря в 1060 году князь в Смоленске не упоминается до 1078 года, когда там правил Владимир Мономах (1053–1125). Вероятно, после Игоря город входил в Переяславское княжество, в котором княжил отец Мономаха, Всеволод Ярославич.
Именно с Мономахом связана первая каменная (а точнее, кирпичная) постройка города — Успенский собор, который тот заложил по образцу Успенского собора Киево-Печерского монастыря. Произошло это в 1101 году, когда Владимир княжил уже в Переяславле-Русском: Смоленск подчинялся тогда митрополиту Переяславскому. К сожалению, древний храм до нас не дошел: изрядно пострадавший от взрыва порохового погреба на Соборной горе в 1611 году, он был разобран в 1674 году. Новый храм начали строить в 1677 году под надзором зодчего Алексея Королькова, но закончили только в 1732 году: сейчас он сочетает в себе формы традиционного русского пятиглавого собора XVII века и декор нескольких разных изводов барокко. В соборе хранилась главная святыня города — икона Богоматери-Одигитрии Смоленской, принесенная, по преданию, из Византии в середине XI века. Она пропала после Великой Отечественной войны.
Вид на Соборную гору и Успенский собор (1677–1732) в наши дни.
Фото: VOSTOCK Photo
После Мономаха Смоленск становится объектом соперничества между его сыновьями и их троюродными братьями — черниговскими Ольговичами. После недолгого пребывания в их руках в 1113 году Смоленск перешел к сыновьям Мономаха Святославу и Вячеславу, а в 1127 году — к его внуку Ростиславу Мстиславичу (около 1107–1167). С этого момента начинается расцвет Смоленского княжества.
Печать Владимира Мономаха с изображением святого Василия Кесарийского.
Фото: VOSTOCK Photo
С одной стороны, оно занимало стратегическое положение на пути «из варяг в греки», что было для княжества важным источником доходов. С другой — находилось в самом центре Руси и служило связующим звеном между русскими землями. С запада оно граничило с Полоцким княжеством, с юго-запада — с Киевским, с юго-востока — с Черниговским, с востока — с Ростово-Суздальским, а с севера — с Новгородской землей. Иные из входивших в него городов теперь вообще не ассоциируются со Смоленщиной: например, Торопец, да и верховья реки Москвы тоже некоторое время принадлежали смоленским князьям. Власть их распространялась на много городов: Белый, Вязьма, Дорогобуж, Ельня, Жижец, Зубцов, Изяславль, Красный, Кричев, Медынь, Можайск, Мстиславль, Орша, Пропойск, Ржев, Ростиславль, Рудня, большая часть из которых пережила монгольское нашествие. Однако ни один из них не мог составить конкуренцию Смоленску.
Ростислав Мстиславич (ок. 1107–1167) правил городом тридцать с лишним лет (1127–1159), но периодически был князем и в Киеве. Человек осторожный, он старался дружить с влиятельным смоленским вечем и держаться по возможности в стороне от междоусобных войн, сотрясавших Русь в середине XII века. В 1137 году ему удалось добиться создания отдельной от Переяславля Смоленской епархии, во главе которой стал грек Мануил, евнух, известный своими певческими талантами.
Когда брат Ростислава, великий князь Изяслав Мстиславич, поставил без санкции константинопольского патриарха митрополитом в Киеве Клима Смолятича — кстати, выходца из Зарубского монастыря близ Смоленска (у современного села Зарубинцы), — Мануил убедил Ростислава занять в церковном конфликте сторону Константинополя. Авторитет Ростислава, старшего из Мономашичей, признавал даже строптивый Андрей Боголюбский: на сени перед храмом в Боголюбове найден вырезанный в камне княжеский знак-тамга, или «пятно» Ростислава. Другой такой знак археологи обнаружили на валуне из смоленского Троицкого монастыре на Кловке — над ним идет надпись: «Степан тиун написал пятно Ростислава».
Печать с изображением архангела и тамги Ростислава. Найдена в смоленском районе Рачёвка в 1970 е годы.
Фото: VOSTOCK Photo
При Ростиславе, в Смоленске начинается активное строительство церквей. В 1145 году был заложен Борисоглебский храм на Смядыни (не сохранился), а затем церковь Петра и Павла на Городянке (разрушена в 1943 году и затем восстановлена). Эти храмы были построены из камня и кирпича киевско-черниговской артелью и богато украшены на фасадах полуколоннами и аркатурными поясками. Чуть позже в похожем стиле были сооружены частично сохранившаяся церковь Иоанна Богослова на Варяжках с крестами на фасадах и ряд других, не дошедших до нас храмов. При сыновьях Ростислава, Романе (1167–1180) или Давыде (1180–1197), в Смоленск пришла полоцкая артель, строившая башнеобразные церкви с трехлопастным завершением фасадов, пучковыми пилястрами и тремя высокими притворами, открытыми внутрь храма. Из этих построек сохранилась только Свирская церковь (она же храм архангела Михаила на Пристани), которая, даже несмотря на утрату оригинального завершения, поражает своей устремленностью ввысь.
Основанная Ростиславом церковь Петра и Павла на Городянке погибла в годы войны и была восстановлена в 1960-е годы.
Фото: VOSTOCK Photo
Храм Иоанна Богослова на Варяжках был значительно перестроен в XVIII веке.
Фото: VOSTOCK Photo
Свирская церковь XII века — самый знаменитый и лучше всего сохранившийся храм домонгольской архитектуры в Смоленске.
Фото: VOSTOCK Photo
Сыновья Ростислава Роман, Давыд и Рюрик и его внук Мстислав Романович занимали киевский престол и активно вмешивались в дела других княжеств, — например, поддерживали младших сыновей Юрия Долгорукого против их старшего брата Андрея Боголюбского или Константина, сына Всеволода Большое Гнездо, в его борьбе за владимирский стол. Благодаря Рюрику Ростиславичу смоленские мастера стали строить церкви по всей Руси — в Киеве, Чернигове, Старой Рязани, Новгороде. В результате трехлопастное завершение храмов, которое смоленские зодчие переняли у полоцких, стало отличительной чертой архитектуры также и Новгорода (Илья на Перыни, Никола на Липне и другие), и Владимира (Георгиевский собор в Юрьеве-Польском), а позднее и Москвы (собор Андроникова монастыря).
Архитектурные веяния средневекового Смоленска достигали даже далеких владимирских земель. Георгиевский собор в Юрьеве-Польском (1230–1234).
Фото: VOSTOCK Photo
«Смоленское» трехлопастное завершение в новгородской церкви Николы на Липне (1290-е).
Фото: VOSTOCK Photo
В 1197 году Мстислав Романович вернул Смоленску Мстиславское княжество. В начале XIII века смоляне ходят походами на чудь, меченосцев, Киев и Галич. При Мстиславе Давыдовиче (ум. 1230) Смоленск вступает в конфликт с Литвой за соседнее Полоцкое княжество. В 1223 году он даже посадил на полоцкий стол своего двоюродного племянника Мстислава Романовича. После поражение смолян в битве на Калке (1223) литовцы попытались захватить Торопецкую волость, но были разгромлены союзными русскими войсками.
Смерть князя Мстислава Давыдовича (1193–1230), последнего правителя эпохи расцвета Смоленска. Миниатюра Лицевого летописного свода Ивана Грозного. 1568–1576.
В эпоху расцвета в Смоленске было около 8 тыс. домов и 40 тыс. жителей. Здесь найдено 16 берестяных грамот. Большой славой пользовались проповеди преподобного Авраамия Смоленского. Город, остававшийся крупным торговым центром, заключил в 1229 году, вместе с Витебском и Полоцком, договор с Ригой и Готландом. Эта «Смоленская торговая правда» гарантировала купцам из государств — сторон договора свободу проезда и торговли, а также устанавливала общие пошлины и штрафы. «Мытный двор» для сбора пошлин был устроен у Духовских ворот (на современной улице Ленина), при раскопках здесь найдено множество торговых пломб. Город торговал с Западом воском и пушниной, а с Новгородом — рожью. Католическая торговая колония построила в Смоленске храм-ротонду Богородицы, в которой хранился эталон веса — «вощный пуд».
Закат Смоленска начинается сразу после подписания «Смоленской торговой правды». Катастрофический неурожай повлек за собой двухлетний голод и мор 1229–1230 годов по всему княжеству; 1230 год был ознаменован также и землетрясением. В 1232 году город захватил полоцкий князь Святослав Мстиславич, убив многих горожан из числа своих противников. С 1230-х смоленские земли оказываются тесно связаны с политикой литовских князей.
В 1274 году на смоленской земле впервые появляются монголы. В конце XIII века из состава княжества начинает выделяться ряд мелких удельных столов: Вязьма, Можайск, Фомин городок, Хлепень, Березуй из пограничных крепостей превращаются в княжеские города.
Впрочем, Смоленск сохраняет свою независимость. В городе продолжают вести погодное летописание, отразившееся в летописных сводах Москвы (Троицкая летопись) и Литвы (Белорусско-литовская летопись 1446 года) XV–XVI веков. Однако несмотря на антилитовские настроения горожан, смоленские князья все чаще ищут помощи у Великого княжества Литовского. Опираясь на Гедимина, князь Иван Александрович отказывается подчиниться Орде, — и та в ответ предпринимает в 1340 году вместе с москвичами и рязанцами поход на Смоленск.
Союзу смолян с сыном Гедимина Ольгердом препятствует усиливающаяся Москва. В 1351 году Симеон Гордый заставляет их «отложиться» от Литвы. Смоленский князь Святослав Иванович еще участвовал в походах Ольгерда на Москву в 1368 и 1370 годах, но затем перешел на сторону московских князей и принимал участие в их походах (включая битву на Куликовом поле). Неудачная попытка Святослава отобрать у Литвы Мстиславль в 1386 году привела к его гибели и присяге его сына Юрия королю польскому и великому князю литовскому Ягайло. Последний удар по городу нанесла пандемия чумы 1387 года, когда его покинули пятеро последних жителей, оставшихся в живых.
Вскоре город возродился, однако после осад 1395 и 1404 годов сдался Витовту. Самостоятельное Смоленское княжество прекратило свое существование и вошло в состав Великого княжества Литовского. Три смоленских полка в рядах литовско-польских войск сыграли важную роль в знаменитой Грюнвальдской битве 1410 года с Тевтонским орденом.
Армия великого князя Литовского Витовта осаждает Смоленск в 1404 году. Капитуляция города станет концом Смоленского княжества. Миниатюра Лицевого летописного свода Ивана Грозного. 1568–1576.
Фото: VOSTOCK Photo
На Смоленск в эти годы претендовала и Москва, куда на службу перешли некоторые из удельных смоленских князей. В 1440 году восставшие смоляне обратились за помощью к великому князю Василию Темному, но через девять лет он «навеки» отказался от смоленских земель в пользу польского короля Казимира. Закрепить за собой город удалось только Василию III в 1514 году, после 14 лет неудачных походов. Смоленск становится важнейшим форпостом Московского государства на западе и одновременно яблоком раздора в отношениях с Польшей.
Король Казимир IV (1427–1492).
Хотя за ними были сохранены прежние привилегии, богатые смоляне тяготились властью Москвы. В том же 1514 году они вместе с епископом Варсонофием обещали передать город королю Сигизмунду I. Но их постигла неудача, и воевода Василий Шуйский повесил заговорщиков на городских стенах. После этого Смоленск почти век оставался в составе Московского царства, а в 1565 году по реформе Ивана Грозного вошел в земщину.
Король Сигизмунд III (1566–1632).
Тревожная обстановка на границе заставила в 1592–1605 годах построить вместо деревянного кремля новую каменно-кирпичную крепость под руководством зодчего Феодора Коня. Совсем вскоре, в 1609–1611 годах это выдающееся фортификационное сооружение выдержало 20-месячную осаду войсками Речи Посполитой, объединившей Королевство Польское и Великое княжество Литовское. Благодаря измене королю Сигизмунду III удалось разрушить самую слабую часть стены, построенную на сыром грунте, и в ночь на 3 июня 1611 года враги ворвались в город. Горожане взорвали пороховой погреб на Соборной горе, а воевода Михаил Шеин был взят в плен. По окончании Смутного времени Михаил Феодорович безуспешно пытался вернуть себе Смоленск, но по Деулинскому перемирию 1618 года вынужден был признать Смоленское воеводство частью Речи Посполитой.
Крепостная стена Смоленска, архитектор Феодор Конь.
Фото: VOSTOCK Photo
Положение православных в федеративном государстве, объединявшем Польшу и Литву, начало ухудшаться еще в конце XVI века из-за Брестской унии. Свою миссионерскую активность польские короли развернули и в Смоленске: сразу после взятия города в 1611 году здесь была учреждена католическая епископия. А вот экономическое положение города в составе Польши было неплохим: город получил Магдебургское право и герб (архангел Михаил в красном поле), в нем функционировали регулярный рынок, цеха и пр.
В 1632–1633 годах русское войско десять месяцев осаждало Смоленск, но так и не смогло вернуть город. Командовал армией Михаил Шеин, который двадцатью годами ранее сам оборонял Смоленск от поляков.
Фото: VOSTOCK Photo
Неизвестный художник. Капитуляция осадной армии Шеина перед королем Владиславом IV. Ок. 1634.
Фото: VOSTOCK Photo
Московские цари тем временем не оставляли мечты вернуть Смоленск в состав своей державы. В 1632–1633 годах город успешно выдержал осаду русских войск, и только через двадцать лет, в 1654 году, его наконец удалось взять ценой немалых потерь. Переход Смоленска под власть Москвы подтвердили Андрусовское перемирие 1667 года и Вечный мир 1686 года. Смоленск вернулся в состав Русского государства — на этот раз навсегда.
Никитин П. Е. История города Смоленска. М., 1848.
Воронин Н. Н., Раппопорт П. А. Зодчество Смоленска XII–XIII вв. Ленинград, 1979.
Алексеев Л. В. Смоленская земля в IX–XIII вв. М., 1980.
Алексеев Л. В. Западные земли домонгольской Руси. Кн. 1. М., 2006.
После окончания Наполеоновских войн в России началась реализация масштабного социального проекта, получившего название «военные поселения».
С окончания первой Отечественной войны прошло больше двух веков, но у нас до сих пор нет ясной картины, как дорого обошлось нам противостояние с Наполеоном
Митрополичий двор, или «русский Ватикан», был построен при митрополите Ионе Сысоевиче. Здесь возвышаются храмы, палаты, хозяйственные и другие постройки, вместе составляющие настоящий городской ансамбль.