Арпачёво

Тверская обл., д. Арпачево

GPS: 57.095884 , 34.628797

Расположенное в 20 км от Торжка село Арпачёво с окрестными деревнями и пустошами во второй половине XVII века было пожаловано за службу стряпчему Борису Пименовичу Львову.

Капитан Петр Семенович Львов, по семейному преданию, «витязь здешних мест и гроза всего уезда», а также стихотворец, о чем можно узнать из письма его прославленного внука, архитектора Николая Львова, умер в 1746 году. У Петра Семеновича было трое сыновей. Александру (отцу архитектора) было завещано село Черенчицы, а родовую усадьбу Арпачёво получили в наследство сыновья Николай и Петр. Среди сыновей Петра наиболее известен Федор Петрович, тайный советник, директор Придворной певческой капеллы и первый биограф Н. А. Львова. Сын этого Федора, Алексей Львов, сочинит позже музыку гимна «Боже, царя храни!».

Авторство колокольни и храма в Арпачёве традиционно приписывается архитектору Николаю Львову. Причин для такой атрибуции несколько: близость к Торжку (в этих местах Львов много проектировал и строил) и тот факт, что разрешение на сооружение церкви запрашивал дядя архитектора, Николай Петрович Львов. Из переписки Львова с литератором и переводчиком Петром Вельяминовым следует, что именно Львов был автором церкви и колокольни. Также часто упоминают о схожести церкви в Арпачёве с Борисоглебским собором в Торжке и несохранившимся Иосифовским собором в Могилеве, которые точно спроектировал Львов.

Верхний ярус колокольни в Арпачёве. Фото: Вахтанг Мурадян

Строительство Казанского храма, сочетающего в себе формы крестово-купольного сооружения и ротонды, продолжалось с 1783 по 1791 год. Углы основного объема были спрятаны за массивные пилоны, украшенные ионическими колоннами, так что изнутри храм воспринимался круглым. Восьмерик барабана был также решен в виде купольной ротонды. Храм расписывал один из самых замечательных русских художников того времени — Боровиковский, которого со Львовым связывала давняя дружба. Фрагменты росписи сохранились внутри в алтарной апсиде.

Побывавший в середине 1920-х годов в Арпачёве москвовед, исследователь подмосковных усадеб А. Н. Греч записал: 

...пустынно внутреннее пространство храма — круглый колонный зал, залитый светом... Чуть суховаты линии иконостаса, переделанного из прежнего, оригинально и необычно подражавшего пальмовому лесу; но еще сохранились здесь, по-видимому, иконы работы Боровиковского, в частности почти наверное исполненные его рукой архангелы на створках северной и южной двери.

Уникальным сооружением стала отдельно стоящая колокольня, которую искусствовед В. В. Седов назвал «маяком христианства». Колокольня представляет собой серию цилиндрических объемов, которые установлены на квадратное основание с приставленными с востока и запада экседрами, завершенными полукуполами.

Храм, закрытый в 1930-х годах, в настоящее время возрождается усилиями переехавшего в Арпачёво московского актера Георгия Шапошникова. В 2005 году внешний облик храма был восстановлен профессиональными реставраторами за счет частных пожертвований и средств епархии.

Арпачёво. Фото: Вахтанг Мурадян

Незамедлительной реставрации требует оставшаяся бесхозной колокольня. После обрушения верхних ярусов колокольни в Ивановке (Липецкая область) в 2015 году это единственная такая колокольня-маяк авторства Львова (подтвержденного в случае с Арпачёвом, вероятного в случае с Ивановкой), сохранившаяся в более или менее первозданном виде.


Похожие места

Бывшая усадьба с домом заводчиков Шамариных 

Построенный в XIX веке дом Шамариных считается образцом дореволюционной усадебной архитектуры Каменска. Главный фасад делится по горизонтали междуэтажным пояском, углы здания фиксируют филенчатые лопатки. 

Успенская Адмиралтейская церковь

Один из старейших храмов Воронежа даже в названии своем хранит память о стоявшем здесь, на берегу реки Воронеж, адмиралтействе и строительстве первого русского флота

Злынский конезавод

Недавно возрожденный конный завод у старинного села Злынь использует отреставрированный комплекс с вековой историей