GPS: 57.095884 , 34.628797
Капитан Петр Семенович Львов, по семейному преданию, «витязь здешних мест и гроза всего уезда», а также стихотворец, о чем можно узнать из письма его прославленного внука, архитектора Николая Львова, умер в 1746 году. У Петра Семеновича было трое сыновей. Александру (отцу архитектора) было завещано село Черенчицы, а родовую усадьбу Арпачёво получили в наследство сыновья Николай и Петр. Среди сыновей Петра наиболее известен Федор Петрович, тайный советник, директор Придворной певческой капеллы и первый биограф Н. А. Львова. Сын этого Федора, Алексей Львов, сочинит позже музыку гимна «Боже, царя храни!».
Авторство колокольни и храма в Арпачёве традиционно приписывается архитектору Николаю Львову. Причин для такой атрибуции несколько: близость к Торжку (в этих местах Львов много проектировал и строил) и тот факт, что разрешение на сооружение церкви запрашивал дядя архитектора, Николай Петрович Львов. Из переписки Львова с литератором и переводчиком Петром Вельяминовым следует, что именно Львов был автором церкви и колокольни. Также часто упоминают о схожести церкви в Арпачёве с Борисоглебским собором в Торжке и несохранившимся Иосифовским собором в Могилеве, которые точно спроектировал Львов.
Верхний ярус колокольни в Арпачёве. Фото: Вахтанг Мурадян
Строительство Казанского храма, сочетающего в себе формы крестово-купольного сооружения и ротонды, продолжалось с 1783 по 1791 год. Углы основного объема были спрятаны за массивные пилоны, украшенные ионическими колоннами, так что изнутри храм воспринимался круглым. Восьмерик барабана был также решен в виде купольной ротонды. Храм расписывал один из самых замечательных русских художников того времени — Боровиковский, которого со Львовым связывала давняя дружба. Фрагменты росписи сохранились внутри в алтарной апсиде.
Побывавший в середине 1920-х годов в Арпачёве москвовед, исследователь подмосковных усадеб А. Н. Греч записал:
...пустынно внутреннее пространство храма — круглый колонный зал, залитый светом... Чуть суховаты линии иконостаса, переделанного из прежнего, оригинально и необычно подражавшего пальмовому лесу; но еще сохранились здесь, по-видимому, иконы работы Боровиковского, в частности почти наверное исполненные его рукой архангелы на створках северной и южной двери.
Уникальным сооружением стала отдельно стоящая колокольня, которую искусствовед В. В. Седов назвал «маяком христианства». Колокольня представляет собой серию цилиндрических объемов, которые установлены на квадратное основание с приставленными с востока и запада экседрами, завершенными полукуполами.
Храм, закрытый в 1930-х годах, в настоящее время возрождается усилиями переехавшего в Арпачёво московского актера Георгия Шапошникова. В 2005 году внешний облик храма был восстановлен профессиональными реставраторами за счет частных пожертвований и средств епархии.
Арпачёво. Фото: Вахтанг Мурадян
Незамедлительной реставрации требует оставшаяся бесхозной колокольня. После обрушения верхних ярусов колокольни в Ивановке (Липецкая область) в 2015 году это единственная такая колокольня-маяк авторства Львова (подтвержденного в случае с Арпачёвом, вероятного в случае с Ивановкой), сохранившаяся в более или менее первозданном виде.
Живописный комплекс XVIII века сложился при елизаветинском фаворите, потомке первых владельцев — дворян Васильчиковых. Усадьба тесно связана с именами великих родов: Ланских, Пушкиных и Гончаровых.
Небольшое имение на берегу Волхова прославил главный поэт русского Просвещения, Гавриил Романович Державин. Сейчас на месте некогда роскошной усадьбы остались одни руины
Каменная церковь Спаса Преображения была возведена в 1374 году на средства уличан — сообщества жителей Ильинской улицы. Храм поставили на месте деревянной церкви, которая была известна с XII века.