Антониев монастырь

Новгородская область, Новгород

GPS: 58.540387 , 31.289618

Антониев ― первый достоверно известный нам монастырь не только в Новгороде, но и во всей Северной Руси. Его основатель Антоний, согласно составленному в XVI веке житию, прибыл из Рима на камне, который остановился на берегу Волхова 5 сентября 1106 года.

История

Хотя эта легенда вызывает большое сомнение, точно известно, что Антоний Римлянин начал строить монастырь на купленном им рядом с Плотницким концом земельном участке не позднее 1109 года — в этом году скончался архиепископ Никита, чье благословение на закладку Антоний успел получить. Об этом говорится в духовной грамоте (то есть завещании) самого Антония, а также в Новгородской первой летописи.

Рождественский собор Антониева монастыря. 

Фото: Екатерина Кобзарь, изображение принадлежит Новгородскому музею-заповеднику

Рождественский собор монастыря был заложен Антонием в 1117 году, через два года освящен, а еще через шесть лет расписан. Вполне вероятно, что строили его те же киевские мастера, что возводили и Николо-Дворищенский собор, и, после этого, собор Юрьева монастыря.

Архитектура

Все эти церкви очень схожи в плане: купол покоится на четырех столпах, с востока примыкают три апсиды, а с запада ― притвор-нартекс. Но у соборов Антониева и Юрьева монастырей лестница на хоры устроена в особой башне у северо-западного угла храма. Эту башню венчает купол, так что для симметрии еще один купол пришлось сделать над южной ячейкой притвора, что придало обоим соборам необычное трехглавое завершение. В храме Антониева монастыря есть еще две архитектурные находки: для расширения внутреннего пространства восточные столпы в нем сделаны Т-образными, западные ― восьмигранными, а отделяющая нартекс стена превращена, наоборот, в пару крестчатых столпов, так что внутри храм приобрел облик просторного шестистолпного зала.

Антониев монастырь в наши дни. 

Фото: Екатерина Кобзарь, изображение принадлежит Новгородскому музею-заповеднику

Вертикализм фасадов храма сейчас несколько скрадывают пристроенные позже галереи и растесанные широкие окна. Уничтожены позднее были и полукруглые завершения ― закомары, замененные прямым карнизом. Декор фасадов скуп: глухие арки без ниш и аркатура на барабане. Так складывается новгородская школа архитектуры XII века с ее лаконизмом и монументальностью.

Фрески 1125 года примечательны значительной для столь раннего памятника сохранностью. Росписи сохранились в нижней части алтарного объема и на прилегающих к алтарю столбах. В алтарной части — фрагменты двухъярусного святительского чина, традиционного для новгородской живописи XII века. По византийской традиции той эпохи фрески боковых апсид посвящены Богородице и Иоанну Предтече. На алтарных столбах можно видеть Благовещение и две пары святителей: Флора и Иоанна на южном столбе, Кира и Иоанна — на северном. В верхней части алтарных арок — уникальное для искусства византийского мира XII века изображение восьми святых монахов.

Антониев монастырь фрески. 

Фото: открытые источники.

Суровые, с крупными чертами лики далеки от свойственной византийскому искусству этого периода изысканной классической красоты — фигуры основательны и массивны. Стиль фресок соответствует монастырской атмосфере, пронизанной монашеской аскезой и духом отречения от мира. В то же время обобщенность форм, контрастность художественного языка становятся характерными признаками складывающегося стиля новгородской живописи. На южной стене сохранился уникальный для этой эпохи фрагмент из сцены Рождества Христова с верхними частями фигур волхвов в одежде мирян.

Фрески в Рождественском соборе, Антониев монастырь. 

Фото: Екатерина Кобзарь, изображение принадлежит Новгородскому музею-заповеднику

История Антониева монастыря не всегда была простой. Даже сам Антоний, построивший в 1127 году еще и трапезную церковь (не сохранилась), получил титул игумена только в 1131‒1132 годах, при новом архиепископе Нифонте. Обитель была важным центром новгородской культуры: здесь во второй четверти XII века трудился диакон Кирик, автор первого на Руси математического трактата. Владевший огромными землями и выгоднейшим Бронницким перевозом через Мсту, подаренным Александром Невским, монастырь богател и строился. По мнению выдающегося исследователя средневекового Новгорода В. Л. Янина (1929–2020), Антониев был главным монастырем Плотницкого конца — одного из пяти «концов» (самоуправляющихся районов), из которых состоял Новгород в республиканское время.



В 1365 году архиепископ Алексий возвел над воротами обители церковь Сретения, но после того как в 1533‒1537 годах соорудили трапезный храм Сретения, новую надвратную церковь освятили в честь св. Иоанна Лествичника (разобрана в начале XIX века). В 1386 году при подходе войск Дмитрия Донского монастырь был сожжен, причем самими новгородцами, но затем восстановлен. Горел он еще неоднократно: в 1378, 1396 и 1467 годах. В середине XVI века рядом с собором был построен храм «под колоколы» (обрушился в 1804 году). К этому времени монастырь стал одним из самых влиятельных и богатых — четвертым по размеру владений в Северо-Западной Руси.

Расцвет Антониева монастыря резко прервался из-за разгрома Новгорода опричниками Ивана Грозного в 1570 году. Все монахи были казнены, а обитель пришла в запустение. Впрочем, затем царь снял опалу, и в 1580 году сюда прибыл из Москвы новый игумен, Кирилл. А в 1597 году внутри собора были обретены мощи основателя монастыря ― чтимая святыня, привлекающая паломников. 

В Смутное время обитель разорили шведы, но затем она отстроилась, а ее настоятель получил титул архимандрита. В конце XVII ― начале XVIII века в монастыре начинается новый строительный бум: в частности, возводится церковь Усекновения главы Иоанна Предтечи над южными воротами, а затем больница с храмом Александра Невского, кельи и палаты. Наконец, в 1708 году Антониев монастырь становится резиденцией новгородских владык, и за последующие два столетия двадцать пять его настоятелей стали архиереями.


Вид на Рождественский собор. 

Фото: Екатерина Кобзарь, изображение принадлежит Новгородскому музею-заповеднику

В 1740 году здесь была учреждена духовная семинария, в которой преподавали и учились многие видные церковные деятели и люди, сыгравшие значительную роль в развитии российской культуры и науки. Одним из первых выпускников ее стал Тихон Задонский — почитаемый святой Нового времени, который, по-видимому, стал одним из прототипов церковных персонажей романов Достоевского: епископа Тихона в «Бесах» и старца Зосимы в «Братьях Карамазовых». В начале XIX века тут преподавал епископ Евгений (Болховитинов) (1767–1837) — автор многих трудов по истории, близкий друг поэта Державина. Позднее в семинарии учился Елпидифор Васильевич Барсов (1836–1917) — историк литературы и фольклора, один из первых серьезных исследователей «Слова о полку Игореве».


При советской власти монастырь был закрыт, многие здания, включая верх колокольни, разобраны. Пострадала обитель и в Великую Отечественную войну. Сейчас собор и часть построек принадлежат Новгородскому музею-заповеднику, а в другой части размещаются некоторые факультеты Новгородского государственного университета имени Ярослава Мудрого.





Похожие места

Усадьба Волышево

Усадьба Строгановых была одной из крупнейших на северо-западе Российской империи. За несколько столетий своего существования Волышево являло собой и образец роскошного усадебного и паркового строительства, и конезаводского дела

Церковь преподобного Сергия Радонежского

Церковь Сергия Радонежского на Владычном дворе — один из древнейших сохранившихся надвратных храмов в России. Построенная в середине XV века повелением новгородского архиепископа Ионы.

Снетогорский монастырь

Собор Рождества Богородицы Снетогорского монастыря, построенный в 1310–1311 годах, открывает новую страницу в истории псковского зодчества