10 самых ярких памятников домонгольской архитектуры в России

Первый период развития русской архитектуры начинается после Крещения Руси в 990-е годы и заканчивается монгольским нашествием 1230-х годов, остановившим каменное строительство на полвека. Самые первые храмы создавались византийскими мастерами. Довольно быстро сформировались и русские артели, однако византийские, а иногда и западноевропейские (романские) мастера продолжали приезжать на Русь. Всего от первых двух с половиной столетий русской архитектуры дошло в разной степени сохранности 40–50 каменных построек; ни одного деревянного здания той эпохи не сохранилось.

Расположение

Памятники домонгольской архитектуры можно разделить на пять больших регионов. Центральный (Киев — Чернигов) и юго-западный (Галич и Волынь) относятся сейчас к Украине. Западная Русь поделена между Белоруссией (Гродно, Полоцк) и Россией (Смоленск). Наконец, северные (Новгород и Псков) и северо-восточные земли (Владимир и Суздаль) домонгольской Руси целиком оказались на территории современной России.

Западный фасад Софийского собора с Магдебургскими вратами.

Фото: VOSTOCK Photo

Собор святой Софии. Начало ХХ века.

Фото: VOSTOCK Photo

Старейший храм древнерусской архитектуры в России — София Новгородская. Этот символ и средоточие духовной жизни Великого Новгорода был построен в 1045–1050 годах сыном Ярослава Мудрого князем Владимиром. София — огромный пятикупольный храм с большим количеством столбов и массивной лестничной башней, ведущей на хоры. Из многочисленных художественных сокровищ собора особенно ценны самые древние, относящиеся к XII веку: икона Богоматери «Знамение», фрески в куполе и на Мартириевской паперти, а также бронзовые Магдебургские врата, шедевр немецкого романского искусства.

Николо-Дворищенский собор на Ярославовом дворище.

Фото: VOSTOCK Photo

Николо-Дворищенский собор до реставрации,

вернувшей ему первоначальный облик.

Фото: VOSTOCK Photo

Противоположный от новгородской Софии и кремля берег Волхова называется Торговой стороной. Здесь расположено несколько храмов, в том числе и домонгольских, среди которых выделяется Николо-Дворищенский собор (1113–1136). Он был основан сыном Владимира Мономаха князем Мстиславом. Реставраторы вернули пятикупольному храму максимально близкий к оригинальному вид. В нем сохранились отдельные древние фрески, в том числе знаменитая композиция «Иов на гноище».

Георгиевский собор Юрьева монастыря, вид с севера.

Фото: VOSTOCK Photo

Георгиевский собор строил мастер Петр —

первый известный нам по имени русский зодчий.

Фото: VOSTOCK Photo

Еще один шедевр домонгольской архитектуры в Великом Новгороде — Георгиевский собор Юрьева монастыря (1119–1130), находящийся на южной окраине города. Он был заложен тем же князем Мстиславом, что и Николо-Дворищенский собор, однако архитектура его совсем иная. Это очень высокий трехглавый храм с мощной лестничной башней, в верхнем ярусе которой сохранились древние росписи.

Спасо-Преображенский собор Мирожского монастыря

в Пскове, вид от реки Великой.

Фото: VOSTOCK Photo

Мирожский монастырь. 1901 год.

Фото: VOSTOCK Photo

Второе по древности каменное сооружение Пскова, собор Мирожского монастыря (1140-е) имеет оригинальную архитектуру. Храм невысокий, крестообразный в плане и увенчан одной огромной главой. В нем сохранился полный и самый впечатляющий в домонгольском искусстве цикл фресок.

В Успенском соборе венчались на княжение владимирские,

а затем московские князья.

Фото: VOSTOCK Photo

Великий князь Андрей Боголюбский сделал Владимир новой столицей и в 1158–1160 годах построил главный храм города и княжества — Успенский собор. В строительстве его, как и в случае ряда других храмов северо-восточной Руси, принимали участие мастера из Италии (или Германии). Именно поэтому храмы были построены не из плинфы (тонкого кирпича), по византийской технологии, а из белого камня. В 1185–1189 годах младший брат Андрея, Всеволод Большое Гнездо, существенно расширил храм, окружив его с трех сторон галереями с главами над ними. Пятиглавый владимирский собор стал образцом для московского Успенского собора (1475–1479, архитектор Аристотель Фьораванти), на который, в свою очередь, будут ориентироваться все соборные храмы России вплоть до петровского времени. В Успенском соборе Владимира сохранились росписи Андрея Рублева (1408; правда, их довольно плохо видно) и пышный иконостас елизаветинского барокко.

Храм Покрова на Нерли в наши дни.

Фото: VOSTOCK Photo

Белокаменные рельефы храма Покрова на Нерли.

Фото: VOSTOCK Photo

Недалеко от своей резиденции в Боголюбове Андрей Боголюбский построил также загородный храм Покрова на Нерли (1165). Элегантный одноглавый храм, стоящий ныне в живописном пейзаже, стал для многих национальным символом.

Дмитриевский собор великого князя Всеволода Большое Гнездо во Владимире.

Фото: VOSTOCK Photo

Великий князь Всеволод перестроил Успенский собор во Владимире и возвел недалеко от него Дмитриевский собор (1194–1197). Этот одноглавый княжеский дворцовый храм поражает своим роскошным резным белокаменным убранством: он задумывался как драгоценный ковчег для иконы на «гробной доске» святого Димитрия Солунского, заказанной князем Всеволодом в Византии. В храме сохранились изумительные фрески с частями композиции «Страшного суда».

Свирская церковь (она же храм Архангела Михаила на Пристани) —

самый знаменитый и лучше всего сохранившийся памятник

домонгольской архитектуры в Смоленске.

Фото: VOSTOCK Photo

Свирская церковь до реставрации. Начало XX века.

Фото: VOSTOCK Photo

Накануне монгольского нашествия усложняется композиция храмов, которые теперь подчеркнуто устремлены вверх. Зданием, с которого начались эти инновации, стал, скорее всего, храм Михаила Архангела в Свирской слободе Смоленска (1180-е — 1190-е), построенный местным князем Романом Ростиславичем. Он поражает своей грандиозностью и необычными высокими притворами, открытыми во внутреннее пространство. К сожалению, храм не сохранил своего подлинного завершения; предполагается, что его фасады были трехлопастными.

Храм Спаса на Нередице в Великом Новгороде, современный вид.

Фото: VOSTOCK Photo

Вид храма на Нередице в начале ХХ века.

Фото: VOSTOCK Photo

Храм Спаса на Нередице (1198) под Великим Новгородом кажется на первый взгляд совершенно классическим образцом домонгольского храма; однако пониженные боковые апсиды показывают, что и сюда проник тренд на вертикализм. Заказчиком храма был князь Ярослав Всеволодович, отец Александра Невского. Изумительный ансамбль фресок почти полностью погиб в Великую Отечественную войну, но некоторые все же уцелели и доступны для осмотра.

Георгиевский собор в Юрьеве-Польском в наши дни.

Фото: VOSTOCK Photo

Деталь рельефов Георгиевского собора.

Фото: VOSTOCK Photo

Наконец, также вертикализированный облик имел последний из храмов северо-восточной Руси — украшенный тонкой резьбой Георгиевский собор в Юрьеве-Польском (1230–1234), построенный Святославом, одним из многочисленных сыновей Всеволода Большое Гнездо. Это, пожалуй, самый нарядный из всех домонгольских храмов. Он рухнул и был восстановлен еще в XV веке; верхняя часть его была сделана значительно ниже, и как она точно выглядела изначально, мы не знаем. А упавшие со стен рельефы разместили на стенах наугад, составив удивительную белокаменную мозаику; об их первоначальном расположении ученые спорят до сих пор.




Похожие истории

Новгородские архиепископы домонгольской эпохи: строители и политики

В республиканской системе древнего Новгорода глава его церкви — архиепископ — играл крайне важную роль. Неслучайно главным символом города становится кафедральный собор — Святая София.

Вокзал как эпоха

К 1867 году Иваново, Шуя и Вичуга уже определились как крупнейшие центры текстильной промышленности России. Спрос на продукцию рос быстро, число занятых в производстве и торговле увеличивалось ещё быстрее, а обозы продолжали тянуться до Москвы бесконечно долго…

Главные постройки Николая Львова

Николай Львов построил несколько зданий в Петербурге, его окрестностях и некоторых других местах России, однако большая часть его произведений сосредоточена вокруг Торжка.